В качестве целостной системы малая группа вписана в определенную
среду: физическую, техническую, социальную. Экологические факторы обуславливают
многие поведенческие эффекты индивидуального и группового характера, в ряде
случаев (например, в экстремальных условиях) значительно обостряя их проявления
и отражаясь на эффективности функционирования группы.
В связи с переездом на другой домен вся информация перенесена на сайт: тестответ.рф
В связи с переездом на другой домен вся информация перенесена на сайт: тестответ.рф
Другая важная определяющая групповой динамики - личностные
особенности участников группового процесса. Их рассмотрение построено на работе
М. Шоу, который, пытаясь сгруппировать характеристики членов группы, разбил их
на три класса переменных: биографические характеристики (возраст, пол,
образование), способности (интеллект и отдельные знания и умения) и черты
личности, которые были сгруппированы в пять крупных блоков: - межличностная
ориентация · социальная сензитивность · стремление к власти · надежность ·
эмоциональная устойчивость.
Можно предложить альтернативный подход, определяющийся
необходимостью обязательного соотнесения тех или иных индивидуальных
характеристик членов группы с ее деятельностным контекстом, то есть
реализуемыми группой типами совместной деятельности.
Влияние личности на групповой процесс осуществляется через систему
межличностных отношений, связывающих членов группы в единое целое и на
молекулярном уровне, представленном внутридиадным “полем”. Первичным
структурным компонентом этих отношений выступает социально-перцептивный акт, в
развитых своих формах испытывающий воздействие многочисленных факторов и в свою
очередь воздействующий на эффективность группового функционирования.
Развертывание внутригрупповых межличностных отношений многообразно: оно идет
как к гармонизации, отражающейся в совместимости членов группы, так и к
дисгармонизации, примером которой является межличностный конфликт.
На всем протяжении процесс группового функционирования может
рассматриваться как решение группой стоящих перед ней задач, которые в свою
очередь имеют определенную структуру, организуются на основе структурных схем в
соответствующие типологии и своими характеристиками влияют на течение
группового процесса и его эффективность. Что же касается собственно решения
групповой задачи, то оно может быть описано совокупностью разнообразных
социально-психологических феноменов (типа сдвига риска, групповой поляризации и
т.п.), представляющих те или иные моменты как целостной жизнедеятельности
группы, так и поведения отдельных ее членов.
Успешное развертывание группового процесса требует немалых усилий
по его организации, поддержанию целевой направленности, координации
индивидуальных действий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий