Социализация
является одним из важнейших процессов всей жизни человека, формирующий
личность, включенную в общественные отношения, и обеспечивающий нормальное
социальное функционирование. Только в процессе общественной жизни человека
возникли, сложились и развились его новые потребности, а природные потребности
в процессе исторического развития претерпели глубокие изменения. Социализация
является удавшейся, если человек гармонично включен в социальные отношения и
нормально функционирует в различных социальных структурах, не чувствует себя
ущемленным, выброшенным за пределы общественных связей, может самостоятельно
разрешать возникающие у него трудности.
В связи с переездом на другой домен вся информация перенесена на сайт: тестответ.рф
В связи с переездом на другой домен вся информация перенесена на сайт: тестответ.рф
Согласно
теоретическим положениям Л.С. Выготского развитие ребенка происходит в
результате усвоения общественно-исторического (социального) опыта, накопленного
предшествующими поколениями и воплощенного в продуктах материальной и духовной
культуры людей. Условиями психологического развития служат биологические
факторы (врожденные свойства организма, его полноценное созревание), источником
– социальные (общественная среда), а движущей силой – активное взаимодействие
ребенка с окружающим миром. Это
возможно только в случае, если социализация оказалась успешной и проходила в
семье, так как в других случаях этот процесс очень редко бывает успешным.
Очень
серьезные изменения претерпевает процесс социализации у детей, воспитывающихся
в детских домах. Изменения происходят в любом случае и не зависят от причин, по
которым ребенок попадает в детский дом: потеря родителей, отказ родителей от
ребенка, невозможность родителями реализовать свою главную функцию -
воспитательную. Все эти случаи ведут к нарушению семейной социализации, во
время которой закладываются основы основ.
Детская
социализация корректирует базовые ценностные ориентации. Она строится на полном
повиновении взрослым и выполнении определенных правил. На формирование личности
оказывает большое влияние травмы, перенесенные в детстве. Гоулд утверждает, что
успешная социализация взрослых связана с постепенным преодолением детской
уверенности во всемогуществе авторитетных лиц и в том, что другие обязаны
заботиться о твоих нуждах. В результате формируются более реалистические
убеждения с разумной мерой недоверия к авторитетам и пониманием, что люди
сочетают в себе как достоинства, так и недостатки.
Существует свой особый
стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, что ожидает
общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается.
Психосоциальная концепция развития личности, разработанная известным психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и
характера общества, в котором он живет. Эриксон ввел понятие "групповая
идентичность", которая формируется с первых дней жизни, ребенок
ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать
мир, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и "эгоидентичность",
чувство устойчивости и непрерывности своего "Я". Формирование
эгоидентичности - длительный процесс, включает ряд стадий развития личности.
Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются
обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного
развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.
На стадии младенчества
главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку,
заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое
доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной
работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зовет,
ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика
развития доверия зависит от матери, Здесь важно не количество пищи, а качество
ухода за ребенком, важна уверенность матери в своих действиях. Если мать
тревожна, невротична, если обстановка в семье напряженная, если ребенку уделяют
мало внимания (например, ребенок в доме сирот), то формируется базовое
недоверие к миру, устойчивый пессимизм, замедление психического развития
ребенка.
2-я стадия раннего
детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает
ходить, обучается контролировать себя, общество и родители приучают ребенка к
аккуратности, начинают стыдить за "мокрые штанишки". Социальное
неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность наказания,
формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие
"автономии" и "стыда". Это соотношение будет
положительно благоприятным для развития ребенка, если родители не будут
подавлять желания ребенка, не будут бить за провинности.
В возрасте 3-5 лет, на
3-ей стадии, ребенок уже убежден, что он личность, т.к. он бегает, умеет
говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство
предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре ребенка. Игра
очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество,
ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои
психические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно
подавляют ребенка, не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно
влияет на развитие ребенка, способствует закреплению пассивности,
неуверенности, чувству вины.
В младшем школьном
возрасте (4 стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и
теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает
технологический эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми
навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к
появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в
свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. При неполноценности ребенок как
бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с пониманием
стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае, если родители
лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка
закрепляется порой на всю его жизнь.
В подростковом возрасте
(5 стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный
физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит
перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание,
способности, умения - вот вопросы, которые встают перед подростком. На этой
стадии заново встают все критические прошедшие моменты. Если на ранних стадиях
у ребенка сформировалась автономия, инициатива, доверие к миру, то подросток
успешно находит свое "Я", признание себя со стороны окружающих. В
противном случае подросток не может найти свое "Я", не осознает своих
целей и желаний, происходит возврат к инфантильным, детским, иждивенческим
реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги, чувство
одиночества, опустошенности, появляется постоянное ожидание чего-то
такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не
предпринимает. Появляется страх и неспособность эмоционально воздействовать на
лиц противоположного пола, враждебность, презрение к окружающему обществу,
чувство "не признания себя" со стороны окружающих людей. Если человек
нашел себя, то идентификация облегчается.
На 6-ой стадии (молодость) для человека актуальным
становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление
связей со своей социальной группой, человек не боится обезличивания,
появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с
определенными людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит и на этот
возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество
Комментариев нет:
Отправить комментарий