Театр Греции
был тесно связан с жизнью полиса, будучи по существу вторым народным собранием,
где обсуждались самые животрепещущие вопросы. Греческий театр изначально
возникший из религиозного культа бога природы Диониса, развивался очень быстро.
Финансирование и организация театрального представления были одной из
обязанностей (литургий) наиболее богатых граждан (так называемая хорегия):
театр был государственным институтом. История сохранила пьесы четырех великих
драматургов древности, в числе которых Эсхил, Софокл, Еврипид и
Аристофан.
В связи с переездом на другой домен вся информация перенесена на сайт: тестответ.рф
В связи с переездом на другой домен вся информация перенесена на сайт: тестответ.рф
В отличие от
современного театра, в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные
актеры появились не сразу. Первоначально играли, пели и танцевали сами
граждане, для каждой постановки готовились костюмы, маски и очень простые
декорации. В Афинах эпохи Перикла обычно не повторяли старых трагедий и
комедий. Этим объясняется и огромное число произведений, созданных древнегреческими
драматургами. По подсчетам современников Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана
на каждого приходилось более 90 произведений.
Театральные
представления, обычно продолжавшиеся во время общенародных государственных
праздников три дня и длившиеся от восхода до заката солнца, носили характер
соревнований. К состязаниям допускались три трагических поэта и три комических,
причем каждый трагик должен был представить три трагедии и одну так называемую
сатировскую драму. Каждое утро, захватив с собой еду и подушку для сидения, в
театр собирались все, чтобы своей реакцией вдохновлять исполнителей и
сопереживать им, тогда как победителей определяли специальные судьи.
Театральные
представления по обычаю проходили в праздник Великих Дионисий. На круглой площадке
— «орхестре» («площадка для пляски») размещался хор. Тут же играли актеры.
Чтобы выделиться из хора, актер надевал обувь на высоких подставках — котурнах.
Вначале все роли в пьесе исполнял один актер. Эсхил ввел второе действующее
лицо, сделав действие динамичным; ввел декорации, маски, котурны, летательные и
громоносные машины. Софокл ввел третье действующее лицо. Но и трем актерам
приходилось играть много ролей, перевоплощаться в разных лиц. Позади орхестры
находилось небольшое деревянное строение — «скена» («палатка»), где актеры
готовились к выступлению в новой роли.
Перевоплощение
осуществлялось просто: актеры меняли маски в которых выступали. Маски делались
из глины. Каждому определенному характеру и настроению соответствовала «своя»
маска. Так, силу и здоровье представлял смуглый цвет лика маски, болезненность
— желтый, хитрость — красный, а гнев — багровый. Гладкий лоб выражал веселое
настроение, а крутой — мрачное. Выразительность масок была необходима для
наглядности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос
актера.
Обычно
театральные представления начинались утром, а заканчивались с заходом солнца. В
один день ставили и трагедию, и драму, и комедию. Театральные зрелища были
особенно любимы эллинами. Социальные, этические, политические проблемы, вопросы
воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема высокого
гражданского самосознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого
театра.
Основное
представление о мире у греков сводилось к тому, что мир — это театральная
сцена, а живущие в нём люди — актеры, которые появляются на этой сцене, играют
свою роль и уходят. Приходят с неба уходят туда же, там растворяются. Земля —
лишь сцена, где они исполняют свою предназначенную роль. Поэтому
древнегреческий театр так органичен: в нем проявляется возвышенный,
героический, высокий и торжественный космологизм.
Эсхил
Подлинным
основоположником трагедии стал Эсхил. Он автор более семидесяти произведений,
из которых до нас дошли только семь: «Персы», «Умоляющие», «Семеро против Фив»,
«Прикованный Прометей», «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды». Все пьесы Эсхила
пронизаны сильным религиозным чувством, в их основе — конфликт между
человеческими страстями и духовностью.
Эсхил был
основоположником гражданской по своему идейному звучанию трагедии,
современником и участником греко-персидских войн, поэтом времени становления
демократии в Афинах. Главный мотив его творчества – прославление гражданского
мужества, патриотизма. Один из самых замечательных героев трагедий Эсхила – непримиримый
богоборец Прометей – олицетворение творческих сил афинян. Это образ
несгибаемого борца за высокие идеалы, за счастье людей, воплощение разума,
преодолевающего власть природы, символ борьбы за освобождение человечества от
тирании, воплощенной в образе жестокого и мстительного Зевса, рабскому служению
которому Прометей предпочел муки.
Софокл
Софокл
написал 125 драмы, из которых сохранились семь трагедий: «Антигона», «Аякс»,
«Эдип-царь», «Электра» и др. По мнению Аристотеля, Софокл изображал людей идеальных,
тогда как Еврипид — таких, какие они есть на самом деле. Еврипид являлся скорее
комментатором, а не участником событий, глубоко интересовался женской
психологией. Наиболее известными из 19 дошедших до нас произведений являются
«Медея» и «Федра».
Особенностью
всех древних драм был хор, который пением и танцами сопровождал все действие.
Эсхил ввел двух актеров вместо одного, уменьшив партии хора и сосредоточив
основное внимание на диалоге, что стало решительным шагом для превращения
трагедии из чисто мимической хоровой лирики в подлинную драму. Игра двух
актеров давала возможность усилить напряженность действия. Появление третьего
актера – нововведение Софокла, которое позволило обрисовать различные линии
поведения в одном и том же конфликте.
Еврипид
В своих
трагедиях Еврипид отразил кризис традиционной полисной идеологии и поиски новых
основ мировоззрения. Он чутко откликался на животрепещущие вопросы политической
и социальной жизни, и его театр представлял собой своеобразную энциклопедию
интеллектуального движения Греции во второй половине V в. до н. э. В
произведениях Еврипида ставились разнообразные общественные проблемы,
излагались и обсуждались новые идеи.
Античная критика называла Еврипида «философом на сцене». Поэт не являлся, однако, сторонником определенного философского учения, и его взгляды не отличались последовательностью. Двойственным было его отношение к афинской демократии. Он прославлял ее как строй свободы и равенства, вместе с тем его пугала неимущая «толпа» граждан, которая в народных собраниях решала вопросы под влиянием демагогов. Сквозной нитью, через всё творчество Еврипида проходит интерес к личности с ее субъективными устремлениями. Великий драматург изображал людей с их влечениями и порывами, радостями и страданиями. Всем своим творчеством Еврипид заставлял зрителей раздумывать над своим местом в обществе, над отношением к жизни.
Античная критика называла Еврипида «философом на сцене». Поэт не являлся, однако, сторонником определенного философского учения, и его взгляды не отличались последовательностью. Двойственным было его отношение к афинской демократии. Он прославлял ее как строй свободы и равенства, вместе с тем его пугала неимущая «толпа» граждан, которая в народных собраниях решала вопросы под влиянием демагогов. Сквозной нитью, через всё творчество Еврипида проходит интерес к личности с ее субъективными устремлениями. Великий драматург изображал людей с их влечениями и порывами, радостями и страданиями. Всем своим творчеством Еврипид заставлял зрителей раздумывать над своим местом в обществе, над отношением к жизни.
Аристофан
Самым
известным автором комедии был Аристофан, умевший направлять свои сатирические
«стрелы» против современных ему политических деятелей, писателей, философов.
Наиболее яркие его произведения — «Осы», «Лягушки», «Облака», «Лисистрата».
Герои комедий Аристофана — не легендарные личности, а жители современных
Аристофану Афин: торговцы» ремесленники, рабы. В комедиях нет такого почтения к
богам, как в трагедиях. Их иногда даже высмеивали.
Аристофан
дает смелую сатиру на политическое и культурное состояние Афин в то время,
когда демократия начинает переживать кризис. В его комедиях представлены
различные слои общества: государственные деятели и полководцы, поэты и
философы, крестьяне и воины, городские обыватели и рабы. Аристофан достигает
острых комических эффектов, соединяя реальное и фантастическое и доводя
осмеиваемую идею до абсурда. У Аристофана гибкий и живой язык, то
приближающийся к обыденному, подчас очень грубый и примитивный, то
пародийно-приподнятый и богатый неожиданными комедийными словообразованиями.
Науки и
литература Древней Греции создавались свободными людьми, одаренными
поэтически-мифологическим восприятием мира. Во всем, что постигал грек, он
открывая гармонию, будь мироздание или человеческая личность. В своем
мифологическом восприятии грек одухотворял все, чего касалось его сознание.
Гармоничность и одухотворенность— вот что определяет органичность и целостность
греческой культуры и в первую очередь — искусство.
Комментариев нет:
Отправить комментарий