Сооружение храмов-зданий для богов в
Древней Греции было результатом постепенно развивавшегося антропоморфизма. В
доисторический период Эллады, когда греки поклонялись силам природы или тотемам
животного мира, таких храмов еще не существовало и акты богопочитания
совершались под открытым небом. До времени сооружения первых святилищ-домов
храмами служили естественные обиталища духов природы, преимущественно пещеры,
гроты и дупла деревьев, считавшиеся священными местами и в исторический период
Греции, когда храмы-здания получили повсеместное распространение.
В связи с переездом на другой домен вся информация перенесена на сайт: тестответ.рф
Многочисленные топографически определенные пещеры считались естественными X.
нимф, Пана, Гермеса; на Крите была пещера Реи, в Беотии — пещера Трофония, в
Ахайе (в городе Буре) — пещера Геракла и т. п. До известной степени
предшественниками X. должны считаться алтари — особо устраивавшиеся возвышения
для принесения божествам жертв и даров. Постоянные жилища богов приурочивались
первоначально к тем стихиям и природным явлениям, которые были связаны с
представлениями об этих богах; кроме того, у богов, по представлению древних
греков, были излюбленные места, в которых они пребывали с особенной охотой;
наконец, культом освящались места, связанные с теми или иными мифами, места,
имевшие значение в семейной, общественной или государственной жизни людей (сюда
относится домашний, общинный и государственный очаг), участки на границах между
различными территориями, на перекрестках, дорогах и площадях, места, освященные
историч. событиями, участки, отводившиеся богам из отнятой у побежденного врага
земли, и т. п. Обособлявшиеся при таких обстоятельствах участки ограждались от
мест неосвященных межевыми камнями или стеной и служили территорией, на которой
устраивались алтари или храмы. Доступ в священные участки нередко был запрещен;
иногда он был дозволен только привилегированным лицам или отдельным группам
лиц, в установленное время. Так, в черту участка, на котором находилась
гробница Гипподамии в Олимпии, допускались только женщины и то один раз в год;
в херонейский храм Левкотеи не допускались этоляне, в X. Афины Полиады
(Эрехтейон, на Афинском акрополе) — доряне и т. п. Преддверием более крупных
священных участков служили так называемые пропилеи, тип которых был
выработан еще в микенский период и о существовании которых в этот период
свидетельствуют развалины Тиринфа и других доисторических поселений. Это были
ворота с колоннадой (обыкновенно из двух колонн) спереди и позади входа и с
боковыми стенами, которые возводились под прямым углом к ограде, в близком
расстоянии от входа, и доходили до уровня линии колонн. Внутри ограды, при
входе, стояла купель с очистительной водой, главное же место было занимаемо
алтарем, а впоследствии храмом, хотя бывали священные участки с одними только
алтарями. Внутри перибола (ограды) устраивались при X. помещения для
лиц, прибегавших к покровительству богов и приходивших на поклонение святыне, а
также для жрецов и храмовых служителей. На некоторых священных участках
давались религиозные пиры (напр. на Делосе). Примером священного участка с
принадлежащими ему зданиями может служить так назыв. Алтида (в Олимпии), на
которой помещались храмы Олимпийского Зевса, Геры и Матери богов, могила
Пелопа, здание, построенное Филиппом II Македонским с хризэлефантинными статуями
представителей македонской династии, колоссальный алтарь Зевса, множество
посвятительных даров и памятников; на одной стороне Алтида замыкалась длинным
рядом сокровищниц, служивших хранилищами приношений отдельных городов, на
другой — длинной колоннадой, где располагались на ночь посетители олимпийской
святыни. Вопрос о том, существовали ли X. в микенский период, монументальными
данными из этой эпохи не разрешается, но в Гомеровских поэмах имеются явные
доказательства существования X. в период Гомеровского эпоса (IX в. до Р. Хр.).
Во всяком случае прототип исторического греческого X. можно видеть в стиле
тиринфских пропилей и тиринфского мегарона, передавших свои
архитектурные формы независимо от возможных восточных влияний выработавшемуся в
исторический период Греции типу X. Центральную часть исторического X.,
обращенного фасадом обыкновенно на восток (на запад открывались храмы героев),
составляла комната (целла) с изображением божества или его символом.
Первоначальные статуи в художественном отношении отличались несовершенством и
грубостью исполнения; нередко туловище и ноги фигуры заменялись простым
обрубком. Эти древнейшие статуи впоследствии были предметом особого почитания,
и, хотя их сменили артистически исполненные изваяния Фидия и других мастеров древнегреческой
пластики, но они хранились в недоступном для толпы помещении X. (adyton). Так,
ежегодный пеплос в Афинах изготовлялся не для Фидиевой Афины, а для старой
деревянной статуи Афины Градохранительницы (Полиады); в Феспиях поклонялись не
Эроту Праксителю, а остроконечному камню, в котором видели древнейший священный
символ бога. Перед статуей бога стоял обыкновенно стол, на который возлагались
ежедневные приношения — цветы, плоды, яства и т. п.; столы эти делались иногда
из золота или серебра. Все части X., даже троны и статуи богов, украшались
живописью и скульптурами (напр. щит и сандалии Афины — Фидия, троны Зевса
Олимпийского, Аполлона Амиклейского и пр.). В боковых приделах X. помещались
иногда троны жрецов и жриц. Почти во всех X. на особом жертвеннике горел вечный
огонь. Центральная часть X. перед статуей божества считалась недоступной для
посторонних (адитом, adyton); адитами считались также особые,
обыкновенно подземные комнаты (крипты), где хранились святыни X. В самом X., а
также в различных частях священного участка помещались каменные и бронзовые
плиты с посвятительными надписями и государственными документами
(постановления, законы), произведения скульптуры и различные приношения.
Специальным местом для хранения этих богатств служила задняя комната X. — так
наз. опистодом, отделявшийся стеной от целлы. Это помещение — а также
особые сокровищницы, куда складывались вещи, для которых не находилось места в
X., — были настоящими музеями искусства: здесь хранились треножники, чаши,
монеты, слитки, статуи, картины, вазы, лампы и бесконечно разнообразный
инвентарь художественных изделий и предметов быта, различной ценности и
назначения. Всем этим приношениям велась обстоятельная ведомость,
составлявшаяся каждый год: по этим ведомостям ежегодно назначавшиеся хранители
храмового имущества принимали от своих предшественников и в свою очередь
сдавали своим преемникам инвентарь X. До нас дошли подобные ежегодные списки из
афинского Парфенона, из X. Асклепия в Афинах, из X. Делосского Аполлона и др. Из
надписей мы узнаем, что приношения, которые приходили в ветхость, или выходили
из моды, или признавались безобразными, либо исправлялись, либо уничтожались,
причем негодные металлические вещи (из золота или серебра) переливались в
новые, более отвечавшие вкусам времени. Подобное распоряжение храмовым
имуществом было возможно лишь под условием разрешения подлежащих властей; при
этом благочестивых жертвователей удовлетворяли тем, что список их имен и
первоначально пожертвованных ими предметов заносили на особую посвятительную
колонну в X. Уничтожение приходивших в негодность дешевых вещей происходило
путем их сожжения или закапывания в землю при соблюдении известных обрядов.
Подобно средневековым монастырям, греческие X. владели большими площадями земли
и пользовались всеми поступавшими с этих участков доходами. Так как
секуляризация земельного имущества была недопустима, то в руках религиозных
корпораций и отдельных религиозных центров сосредоточивались значительные
поместья. Впрочем, благодаря тому, что управление этим имуществом и контроль
над ним находились в руках государства, народ, как законодательный орган, мог
регулировать условия, на которых было желательно и допустимо пользование этой
землей. К числу богатейших храмов Греции принадлежали Дельфийский, долгое время
считавшийся панэллинским центром религиозной жизни, Делосский, Олимпийский,
Ефесский. Храму Аполлона Делосского принадлежал не только Делос, но и остров
Ренея. Никий пожертвовал Делосскому X. участок, стоивший 10000 драхм, с тем
чтобы ежегодно совершались жертвоприношения и возносились молитвы за
благополучие жертвователя. Во время священной войны амфиктионы, разрушив Кирру,
передали Дельфийскому X. на вечные времена владение землей, принадлежавшею
разрушенному городу. В то же время нередко по религиозным соображениям
возбранялось пользоваться доходами с земельных угодий; некоторые пастбища
должны были оставаться неприкосновенными, в некоторых рощах запрещалось срывать
плоды и стричь деревья (в Эпидавре, при X. героини Гирнето), стада сохранялись
и поддерживались только для жертвоприношений, в некоторых лесах не разрешалась
охота на диких зверей. Доходы, которыми пользовался, напр., X. Аполлона
Делосского, заключались в поступлениях от сдачи в аренду домов и ферм, от
взимания пошлин и налогов, от процентов по займам, от продажи имущества и т.
п.; общий доход X., по исчислению Омолля, составлял до 27000 драхм в год при
расходах в 10000 драхм. В смете расходов показаны суммы, идущие на ремонт, на
устройство праздников, на постановку статуи Дионису, на выдачу жалованья высшим
и низшим служителям при храме. Наблюдатель за строительными работами получал
720 драхм в год, секретарь — 80 драхм, неокоры (лица, заботившиеся об исправном
содержании храмов и заведовавшие церковною утварью) — от 180 до 60, блюститель
источника — 90, блюститель палестры (гимнастической залы) — 120, попечители
культов — от 40 до 60 драхм, кларнетист — от 120 до 140 др. на стол и от 16 до
20 драхм на одежду. В распоряжении X. находилось значительное количество рабов
и рабынь, контингент которых пополнялся преимущественно из военнопленных.
Особое положение занимали рабыни, жившие в храмах Афродиты (эрицинском,
коринфском) и приносившие значительный доход святилищу культовой проституцией.
Будучи крупными собственниками и владея большими сокровищами, храмы нередко
выручали государство в трудные минуты, предоставляя заимообразно в его
распоряжение свои богатства. Случались иногда и святотатственные посягательства
на собственность храмов (так, жители Пизы, овладев Олимпией, разграбили Олимпийский
храм; фокейцы разграбили Дельфийский храм), но виновные в этом лица и
государства навлекали на себя всенародную ненависть и при случае тяжко за то
платились, что признавалось возмездием со стороны оскорбленных богов. Служебный
персонал X. состоял из жрецов, должностных лиц по делам культа и храмовых
служителей. Жречество как особое сословие в Греции не существовало; сферой
деятельности жрецов был только храмовый культ, приуроченный к данному
священному участку. Происхождение жречества совпадает с учреждением отдельных
культов и храмов и коренится на основе фамильных и общественных религиозных
отношений. Семейная группа выделяла из своей среды лицо, которое заведовало
данным культом; могло быть так, что за героями фамильного культа со временем утверждалось
значение основателей городов и родоначальников племен, благодаря чему на почве
местного культа, вышедшего за пределы незначительной общины, развивался
всенародный культ; незначительное вначале святилище возрастало до размеров
богатого священного участка с храмами и сокровищницами, а местные жрецы
становились видными представителями народной религиозной жизни. Фамильное
происхождение жречества выражается, между прочим, в том факте, что жрецами при
некоторых святилищах были члены определенной фамилии, передававшие свои функции
по наследству в род: так, в Аттике Евмолпиды и Керики имели наследственное
жречество при Елевзинском святилище Деметры, Этеобутады — при Х. Афины Полиады
и т. п. Впрочем, жрецы могли назначаться и по жребию или приобретать должность
покупкой. Так как сан жреца считался священным и пользовался уважением, то
лицо, им облеченное, должно было принадлежать к полноправным и природным
гражданам общины и быть безупречным в смысле отсутствия телесных или
нравственных недостатков. Жречество было или пожизненным и наследственным,
особенно в древнейших культах, или временным, если жрецы выбирались по жребию.
На обязанности жрецов лежало совершение священнодействий в святилище божества и
административное заведование самим святилищем со всем, что ему принадлежало.
Привилегии жрецов заключались в том, что они в театрах и на общественных
собраниях занимали почетные места; в некоторых государствах они были даже
эпонимами (т. е. по их именам вели летосчисление); в Афинах некоторые жрецы
получали от государства содержание в пританее. Кроме того, жреческий сан
доставлял значительные материальные выгоды, так что иногда жречество покупалось
за большие деньги. Кроме жрецов, для заведования храмами и их имуществами
назначались особые лица и от государства: к таким магистратам относятся архонт-царь,
попечители, неокоры, бооны, ίεροποιοί и др. К числу низших служителей X.
принадлежали чрезвычайные участники на некоторых празднествах (носители
священных предметов и утвари на праздничных процессиях, члены хоров,
исполнители отдельных священных обрядов) и штат постоянных служителей, носивших
общее название диаконов, неокоров или дзакоров. На обязанности их
было нести какую-либо специальную службу при X., как-то совершать
подготовительные действия при священнослужении, наблюдать за порядком в приеме
приношений от жертвователей, заведовать украшением святилищ, содержанием в
порядке утвари и храмового имущества и т. п. Так, ξυλεύς (в Олимпии) приносил
дрова для алтаря Зевса, θύτης убивал жертвенное животное, οίνοχόος совершал
возлияние вином, έξηγητής был церемониймейстером и путеводителем, показывавшим
посетителям достопримечательности святилища; κήρυξ произносил вслух молитвы при
священнодействии и в известные моменты приглашал присутствующих к молчанию и т.
п. Некоторые из служителей выбирались из числа храмовых рабов (гиеродулов),
но должности глашатая, неокора и другие замещались представителями знатных
гражданских фамилий и были предметом искательства со стороны выдающихся
граждан. При тех храмах, в которых давались прорицания, помимо жрецов состояли
прорицатели, занимавшие даже более видное и значительное положение, чем жрецы.
Греческий X. по своему назначению служил прежде всего жилищем бога и хранилищем
его имущества, но вместе с тем он был и местом общения человека с божеством,
которому здесь приносились умилостивительные, просительные и благодарственные
жертвы, обеты и молитвы и устраивались с соблюдением надлежащих обрядов
празднества; он был также убежищем для лиц, стоявших вне закона.В связи с переездом на другой домен вся информация перенесена на сайт: тестответ.рф
Комментариев нет:
Отправить комментарий