суббота, 22 февраля 2014 г.

Налоговая система РФ

Основы действующей в России налоговой системы были заложены на рубеже 90-х годов после вступления в силу Закона РФ от 27.12.1991г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
На первоначальном этапе в условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике налоговая система обеспечивала в целом поступление в бюджеты всех уровней необходимых финансовых поступлений. Однако со времен присущие ей недостатки становятся все более заметными, что вызывает оправданное недовольство и справедливые нарекания со стороны налогоплательщиков.
Основными задачами начавшейся в средине 90-х годов масштабной налоговой реформы явились:

В связи с переездом на другой домен вся информация перенесена на сайт: тестответ.рф

1) ослабление общего налогового бремени на налогоплательщиков путем более равномерного распределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков;
2) постепенное снижение ставок по основным налогам и облегчение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
3) отмена неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов;
4) упорядочение и упрощение налогообложения путем установления исчерпывающего перечня налогов и сборов с сокращением их общего числа, минимизации налогов и сборов, имеющих целевую направленность, а также за счет максимальной унификации режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов;
5) обеспечение стабильности налоговой системы, а также определенности в объемах налоговых платежей для налогоплательщиков на длительный период;
6) повышение уровня собираемости налогов и сборов. В ходе проводимой в стране налоговой реформы достигнуты определенные результаты в плане реального облегчения налоговой нагрузки для налогоплательщиков и на экономику в целом. В частности, снижены ставки по таким основным и самым «тяжелым» налогам для хозяйствующих субъектов, как НДС (с 28% до 18%), налогу на прибыль (с 35% до 24%), единому социальному налогу (с 35,6% до 26%). Отменены такие оборотные налоги, как налог на пользователей автомобильных дорог, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и др. Перестали действовать такие косвенные налоги, как налог на реализацию ГСМ, налог продаж. В разное время вступили в силу специальные налоговые режимы, позволившие более успешно развиваться субъектам малого бизнеса.
Важнейшим достижением в рамках проводимой налоговой реформы явилось принятие части первой и части второй Налогового кодекса РФ, что послужило началом стабилизации налоговой системы и упорядочению отношений между налогоплательщиком и государством в лице налоговых органов.
Часть первая НК РФ вступила в силу с 01.01.1999г., а первые четыре главы второй части НК РФ – с 01.01.2001г. По мере введения НК РФ постепенно отменялись нормы Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», который с 01.01.2005г. утратил свою силу. В настоящее время НК РФ является основополагающим документом законодательства РФ о налогах и сборах. Ему должны соответствовать федеральные законы о налогах и сборах, законы субъектов РФ и нормативные правовые акты органов муниципальных образований.
С введением части первой НК РФ практически началось формирование новой отрасли права – налогового права с глубокой проработкой всех элементов налогообложения, в частности, принципов построения и функционирования налоговой системы, правового положения налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений, норм и положений по определению объектов налогообложения, исполнению налоговых обязательств, обеспечению мер по их выполнению, привлечению налогоплательщиков к ответственности за налоговые правонарушения и обжалованию действий должностных лиц налоговых органов.
Часть первая НК РФ представлена двадцатью главами в составе семи разделов.
Раздел I НК РФ содержит общие положения, характеризующие законодательство и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах. Данный раздел определяет основные принципы налогообложения, участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, общие условия установления налогов и сборов, а также виды налогов и сборов в РФ.
Согласно Указу Президента РФ от 09.03.2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в части первую и вторую НК РФ Федеральным законом от 29.06.2004г. № 58 – ФЗ внесены изменения, связанные с реорганизацией структуры и функций государственных органов исполнительной власти в сфере налогообложения. В частности, Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу, а Государственный таможенный комитет РФ – в Федеральную таможенную службу. Именно они теперь являются участниками налоговых отношений.
Издавать нормативные правовые акты в области налогообложения могут только органы исполнительной власти, которые осуществляют государственную политику и нормативное правовое регулирование в сфере налогов и сборов. Согласно постановлению Правительства РФ от 07.04.2004г. №185 таким органом является Министерство финансов РФ.
Налоговый кодекс РФ устанавливает (начиная с 01.01.2006г.) девять федеральных налогов и сборов три региональных налога и два местных налога.
Федеральные налоги и сборы, которые устанавливает НК РФ, обязательны к уплате на всей территории РФ.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.
Местные налоги устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
При установлении региональных и местных налогов определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов в пределах, которые предусмотрены НК РФ. Иные элементы налогообложения по региональным и местным налогам и налогоплательщиков определяет НК РФ.
Наряду с налогами и сборами, действующими в рамках общего налогового режима, Кодексом установлены специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных общим режимом налогообложения.
К специальным налоговым режимам относятся:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
В разделе II НК РФ речь идет о налогоплательщиках (плательщиках сборов), налоговых агентах, об их правах и обязанностях, о представительстве в налоговых отношениях.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно НК РФ налоговые агенты – это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
В отдельных случаях прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет могут осуществлять сборщики налогов и (или) сборов, в качестве которых выступают государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица.
Раздел III НК РФ посвящен налоговым органам и другим участникам налоговых отношений, их правам и обязанностям. Для обозначения Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы в текст НК РФ введены следующие термины:
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (налоговые органы);
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела (таможенные органы).
Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 29.04.2004г. №58-ФЗ, из текста НК РФ изъяты нормы, согласно которым государственные внебюджетные фонды пользовались правами налоговых органов.
Полномочия Федеральной налоговой службы ограничиваются контролем и надзором за соблюдением налогового законодательства РФ и изданием правовых актов в области налогообложения.
За всеми разъяснениями налогоплательщики должны обращаться в Министерство финансов РФ или территориальные финансовые органы, поскольку на финансовые органы возложена обязанность письменно разъяснять вопросы применения налогового законодательства.
В разделе IV НК РФ излагаются общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В данном разделе определены такие элементы налогообложения, как объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, порядок и сроки уплаты налогов и сборов.
Кодекс устанавливает порядок изменения срока уплаты налогов или сборов, которое осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита. Все вопросы, связанные с изменением срока уплаты налогов или сборов, решают налоговые органы.
Соответственно по федеральным налогам и сборам решение принимает Федеральная налоговая служба, по региональным налогам – региональный налоговый орган с согласия финансового органа субъекта РФ, а по местным налогам – местный налоговый орган по согласованию с муниципальными финансовыми органами. Изменять сроки уплаты единого социального налога можно только по согласованию с органами соответствующих внебюджетных фондов.
Кодекс устанавливает способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов в виде залога имущества, поручительства, пени, приостановления операций по счетам в банке, наложения ареста на имущество налогоплательщика. Таможенные органы могут прибегать и к другим мерам согласно таможенного законодательства.
Кодекс предусматривает возврат излишне взысканного налога, сбора, а также пени. Возможность возврата излишне взысканного налога ставится в зависимость от наличия у организации недоимки (возможно и по другому налогу, но в тот же бюджет), а также от наличия средств соответствующего бюджета. Общий минимальный срок, в течение которого сумма излишне взысканного налога должна быть возвращена, официально равняется двум с половиной месяцам (месяц – на сообщение о неправильном взыскании, две недели – на принятие решения налоговым органом и еще месяц – на возврат излишне удержанных сумм).
Раздел V НК РФ посвящен налоговой декларации и налоговому контролю.
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде.
Формы налоговых деклараций (в том числе декларации по страховым взносам на пенсионное страхование), порядок их заполнения и представления в налоговые органы утверждает Министерство финансов РФ. Такой же порядок действует и в отношении таких документов, как требование об уплате налога, решение руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки, заявление о постановке на учет по местонахождению обособленного подразделения, свидетельство и уведомление о постановке на учет в налоговом органе. Помимо этого на Министерство финансов РФ возложена обязанность определять порядок и условия присвоения, применения и изменения идентификационного номера налогоплательщика.
Согласно НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки. При этом налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и других необходимых документов. Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Кодекс регламентирует порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок.
В разделе VI НК РФ говорится о налоговых правонарушениях и устанавливается ответственность за их совершение.
Кодекс классифицирует налоговые правонарушения и дифференцирует меру ответственности в зависимости от степени тяжести. Мерой ответственности служит налоговая санкция в виде денежных штрафов. В составе нарушения законодательства о налогах и сборах Кодекс устанавливает:
- объект правонарушения (учет налогоплательщиков, налоговая отчетность, налоговый контроль, обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, бухгалтерский учет и иные виды учетов объектов налогообложения, государственные и муниципальные доходы);
- субъект правонарушения (налогоплательщики, кредитные организации);
- объективную сторону правонарушения (нарушение срока престав-ления сведений об открытии и закрытии счета в банке, непредставление налоговой декларации, грубое нарушение правил учета доходов, расходов, а также объектов налогообложения и др.);
- субъективную сторону правонарушения (вина, умысел).
Наряду с налоговыми санкциями (штрафами) за нарушения законодательства о налогах и сборах Кодекс предусматривает взыскание пеней. Так, пеня взимается в случае нарушения банком срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора, а также при неисполнении банком решения налогового органа о взыскании налога, сбора или пени.
Раздел VI части первой НК РФ определяет порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц. Кодекс устанавливает порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу. Жалоба может быть подана в вышестоящий налоговый орган и одно-
временно в суд (организациями и предпринимателями – в арбитражный суд, гражданами – в суд общей юрисдикции).
По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (должностное лицо) вправе:
1)оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;
3)отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
4) изменить решение или вынести новое решение.
Жалобы (исковые заявления) на акты налоговых органов, действия или бездействия их должностных лиц, поданные в суд, рассматриваются и разрешаются в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами.
Часть вторая НК РФ, которая, как уже отмечалось, начала действовать с 01.01.2001г., состоит из глав, каждая из которых устанавливает нормы и порядок исчисления и взимания конкретных налогов и сборов.
Часть вторая НК РФ завершится принятием в составе местных налогов главы 32 «Налог на имущество физических лиц», которая в рамках «пакета законов по обеспечению рынка доступного жилья» прошла первое чтение в Госдуме ФС РФ в июне 2004г. В настоящее время исчисление и уплата налога на имущество физических лиц осуществляется в порядке, установленном Законом РФ от 09.12.1991г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» и инструкцией МНС России от 02.11.1999г. №54 «По применению Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц».
            С 2005г. в НК РФ вместо двадцати восьми ранее действовавших налогов и сборов закреплено всего пятнадцать, из них десять федеральных налогов и сборов, три региональных налога и два местных налога.
Согласно положениям Закона от 01.07.2005г. №78-ФЗ с 01.01.2006г. отменен еще один федеральный налог – на наследование или дарение. После вступление в силу указанного закона гражданам РФ больше не придется платить налог на имущество, которое они получают по наследству или по договору дарения. При этом в НК РФ (ст. 217) введена норма, в соответствии с которой налогом на доходы физических лиц облагаются недвижимое имущество, транспортные средства, акции, доли, паи, которые получены от физических лиц по договору дарения. Причем данное имущество освобождается от налогообложения в случае, если даритель и одариваемый являются:
- супругами;
- родителями и детьми, в т.ч. усыновителями и усыновленными;
- дедушкой, бабушкой и внуками;
- полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами.
Некоторые налоги и сборы, которые взимались до 2005г. и регулировались налоговым законодательством, продолжают действовать в виде обязательных платежей. Но регулируются такие платежи другим, специальным законодательством. Сказанное относится к таможенной пошлине, лесным податям, платежам за загрязнение окружающей среды, лицензионным платежам (федеральным, региональным и местным).


Кроме того, некоторые ранее самостоятельно действовавшие налоги и сборы с 2005г. регулируются главой 25.3 «Государственная пошлина» (налог на операции с ценными бумагами, налог на рекламу, сбор за использование наименований «Россия» и «Российская Федерация»).

Комментариев нет:

Отправить комментарий