суббота, 22 февраля 2014 г.

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) занимает ведущее место среди налоговых поступлений в доходную часть федерального бюджета РФ.
Федеральным законом от 05.08.2000 г. № 118 – ФЗ «О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах» с 01.01.2001 г. введена в действие часть вторая Налогового Кодекса РФ, которая начинается с главы 21 «Налог на добавленную стоимость». В связи с этим действовавшее с 1992 г. законодательство по НДС утратило силу. 
По административному признаку НДС относится к федеральным налогам, а по способу изъятия – к косвенным.

В связи с переездом на другой домен вся информация перенесена на сайт: тестответ.рф
Являясь косвенным налогом, НДС влияет на процесс ценообразования и структуру потребления. На каждой стадии прохождения товаров (от сырья до предметов потребления) при формировании цены продажи НДС включается производителями (продавцами) в цену продукции, реализуемой потребителям (покупателям). При этом согласно законодательству за налоговую базу принимается не добавленная стоимость, создаваемая на каждой стадии технологической цепочки, а вся стоимость товаров, включая стоимость списанных на издержки производства и обращения материальных затрат (без учета уплаченного за них НДС). Выделение же налога на установленный законом объект налогообложения – добавленную стоимость и устранение
двойного налогообложения достигается тем, что налогоплательщик перечисляет в бюджет разность между суммами НДС, полученными от потребителей (НДС «на выходе») и уплаченными поставщикам (НДС «на входе»). Таким образом, участвующие в этой цепи экономических связей организации являются только сборщиками НДС, а реальными плательщиками выступают конечные потребители товаров (работ, услуг).
Общая схема взимания НДС показана на рис.1



Рис.1 . Механизм уплаты НДС в бюджет при четырехстадийном прохождении товара
В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками НДС (налогоплательщиками) признаются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые таковыми в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения еѐ обособленных подразделений, месту жительства индивидуального предпринимателя.
Согласно ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки (дохода) от реализации товаров (работ, услуг) этих налогоплательщиков без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн. рублей. При этом сумму выручки следует определять в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения исходя из выручки от реализации как облагаемых (в т.ч. по «нулевой ставке»), так и необлагаемых товаров (работ, услуг). Предусмотрен перечень средств, которые не следует включать в сумму выручки. Освобождение не распространяется на плательщиков акцизов и импортеров товаров.
Для реализации права на освобождение от уплаты НДС претендент должен представить в налоговый орган письменное уведомление и сведения, подтверждающие такое право. Однако организациям и индивидуальным предпринимателям следует обратить внимание на тот факт, что в случае превышения суммы фактической выручки за период, в течение которого они были освобождены от уплаты налога (12 месяцев), сумма НДС подлежит начислению и уплате в бюджет по установленному порядку. Кроме того, с налогоплательщика будут взысканы соответствующие суммы штрафов и пени за несвоевременную уплату НДС.
Объектом налогообложения признаются следующие операции (ст. 146 НК РФ):
- реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. В целях налогообложения передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);
- передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Предусмотрены особые случаи, когда не признаются объектом налогообложения операции по реализации (передаче) товаров, выполнение работ, оказание услуг, ввоз товаров на территорию РФ (ст. 149, 150 НК РФ).
Местом реализации товаров признается территория РФ при наличии одного или нескольких следующих обязательств: товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется; товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ.
Местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если: их выполнение связано непосредственно с недвижимым имуществом (строительные, монтажные, ремонтные, реставрационные работы) и движимым имуществом, находящимся на территории РФ; покупатель услуг осуществляет экономическую деятельность в РФ.
Согласно ст. 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). Применяя различные налоговые ставки, налогоплательщик обязан определять налоговую базу отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. Если используются одинаковые налоговые ставки, то налоговая база определяется суммарно по всем видам операции, облагаемых по этой ставке. При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Статьей 154 НК РФ установлено, что налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется как их стоимость, исчисленная исходя из цен, указанных сторонами сделки, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. Предусмотрен особый порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным операциям; на безвозмездной основе; при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с НДС; в других случаях. Так, при реализации имущества, учитываемого с НДС, налоговая база определяется как разница между ценой реализации с учетом НДС, акцизов (для подакцизных товаров) и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
Исходя из специфики реализации товаров (работ, услуг) статьями 155 – 160 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы при:
- передаче имущественных прав;
- получении дохода на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров;
- осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи;
- реализации предприятия в целом как имущественного комплекса;
- совершении операции по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно- монтажных работ для собственного потребления;
- ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
 Кроме того, статьями 161,162 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы налоговыми агентами, а также с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг). В частности, определено, что если суммы, получаемые организацией в виде финансовой помощи либо на пополнение фондов специального назначения, в виде процента по векселям и товарному кредиту, то какие суммы включаются в налоговую базу для исчисления НДС.
Согласно ст. 163 НК РФ налоговый период устанавливается как календарный месяц. Для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки без учета НДС, не превышающими 2 млн. рублей, налоговый период устанавливается как квартал.
Налоговые ставки (по состоянию на 01.01.2006г) установлены в следующих размерах (ст. 164 НК РФ):
- 0%;
- 10%;
- 18% (действует с 01.01.04 г.).
Налогообложение по налоговой ставке 0% производится при реализации ограниченного числа товаров (работ, услуг). В основном новый способ освобождения от уплаты НДС распространяется на экспортируемые товары.
Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов при экспорте товаров в налоговые органы в строго установленные сроки необходимо представить ряд документов, определенных ст. 165 НК РФ.
Налогообложение по налоговой ставке 10% производится в отношении реализации товаров, перечень которых определяется и утверждается Правительством РФ. К ним относятся социально значимые продовольственные товары, товары для детей и некоторые другие.
Налогообложение производится по налоговой ставке 18% в отношении реализации остальных товаров (работ, услуг), включая подакцизные товары.
При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных ст. 162 НК РФ, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом, а также в иных случаях, когда сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки (10% или 18%) к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.
При ввозе товаров на таможенную территорию РФ применяются налоговые ставки 10% и 18%. В отношении импортируемых товаров налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости товара, ввозной таможенной пошлины, а также акциза (для подакцизных товаров). Если товары не облагаются ввозными таможенными пошлинами, то их суммы не учитываются при расчете налоговой базы.
В соответствии со ст. 166 НК РФ сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. При этом особую значимость для расчета налога имеет момент определения налоговой базы, который зависит от принятой для целей налогообложения учетной политики. Так, согласно ст. 167 НК РФ, моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Для различных случаев реализации (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав определены особенности установления момента определения налоговой базы. Например, при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления моментом определения налоговой базы является последний день месяца каждого налогового периода, а при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд момент определения налоговой базы определяется как день совершения указанной передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
В случае если моментом определения налоговой базы является день оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) или день передачи имущественных прав, то на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) или на день передачи имущественных прав в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы.
Статьей 168 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик обязан предъявить к оплате покупателю в составе цены (тарифа) соответствующую сумму НДС и выставить счет – фактуру, в котором сумма НДС выделяется отдельной строкой. Наличие счета – фактуры является обязательным условием для принятия сумм НДС к вычету по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам.
Счета – фактуры введены как инструмент дополнительного контроля налоговых органов за полнотой сбора НДС, а также для выявления фактов уклонения от уплаты налога поставщиками и необоснованного предъявления к возмещению сумм «входного» НДС покупателями.
Согласно ст. 169 НК РФ для правомерного зачета НДС счет – фактура должен быть оформлен в соответствии с установленными требованиями. В противном случае этот счет – фактура не будет рассматриваться налоговым органом в качестве основания для вычета НДС.
Статьей 170 НК РФ установлен порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг).
Суммы НДС, предъявленные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав либо фактически уплаченные при импорте товаров не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц). Однако законодательством определены случаи, когда уплаченные налогоплательщиками суммы НДС не принимаются к вычету при исчислении суммы налога в бюджет, а учитываются в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг). Это имеет место, если эти товары (работы, услуги) используются:
- для осуществления операций, не подлежащих обложению НДС;
- для осуществления операций, местом реализации которых не признается территория РФ;
- для осуществления операций, не признаваемых реализацией в целях налогообложения;
- лицами, не являющимися плательщиками НДС либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате НДС.
Статьей 170 НК РФ определен порядок обязательного ведения раздельного учета сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг) имущественных прав, налогоплательщиками, осуществляющими операции как облагаемые НДС, так и освобождаемые от налогообложения.
В соответствии со ст. 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как разница между общей суммой начисленного налога (НДС «на выходе») и суммой налоговых вычетов (НДС «на входе»).
Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ либо уплаченные при ввозе товаров после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав в отношении:
- товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения;
- товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В таблице 4 представлен пример расчета и уплаты НДС в бюджет при четырехстадийном процессе прохождения товара (в соответствие со схемой, показанной на рис.1).
Таблица 4
Расчет налога на добавленную стоимость
(в условных денежных единицах)
Орган
изации
Стоимость
приобре
тенных
матери
альных
ресурсов (с
учетом НДС)
Стоимость
матери
альных
ресурсов,
относимая
на себестои
мость
Стоимость
продукции
(работ,
услуг) –налоговая база
Сумма
НДС
(по
ставке
18%)
Вы-
ручка
от
реализации
продукции
(работ,
услуг)
Сумма
НДС,
подле
жащая
зачету
(налоговый
вычет)
Сумма
НДС,
подле
жащая
внесению в
бюджет
Добавл
енная
стои
мость
Соотно
шение
суммы
НДС в
бюджет и
добав
ленной
стои
мости, %
№1
-
-
200
36
236
-
36
200
18
№2
236
200
250
45
295
36
9
50
18
№3
295
250
500
90
590
45
45
250
18
№4
590
500
800
144
944
90
54
300
18

Из табл.4 видно, что общая сумма добавленной стоимости, созданной на всех стадиях прохождения товара, составляет 800 у.е. В таком случае бюджет должен получить НДС в сумме 144 у.е. (800 x 18% / 100%), что и соответствует итогу графы 8. Кроме того, эта сумма соответствует НДС, начисленному четвертой организацией конечному потребителю (графа 5), что еще раз подтверждает позицию о том, что носителем НДС является конечный покупатель.
Согласно ст. 174 НК РФ уплата налога производится по итогам каждого налогового периода, исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) не позднее 20-го числа следующего налогового периода. Налогоплательщики с ежемесячными суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 2 млн. рублей, уплачивают налог ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. В те же сроки налогоплательщики представляют в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию.
Поскольку согласно бюджетному законодательству НДС полностью зачисляется в федеральный бюджет, организации, имеющие обособленные подразделения, уплачивают налог по месту постановки на учет организации без распределения его по обособленным подразделениям.
В соответствии со ст. 176 Н РФ, устанавливающей порядок возмещения налога, в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с порядком, изложенном в указанной статье.
Согласно ст. 177 НК РФ сроки и порядок уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ устанавливаются таможенным законодательством РФ с учетом положений гл. 21 НК РФ.


Статья 178 НК РФ определяет порядок налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий