суббота, 22 февраля 2014 г.

Единый социальный налог (взнос)

Федеральным законом от 05.08.2000 г. № 118 – ФЗ введена в действие гл. 24 НК РФ «Единый социальный налог (взнос)», которая вступила в силу с 01.01.2001г.
Единый социальный налог (ЕСН) заменил ранее действовавшие страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды. Контроль за поступлением ЕСН перешел к налоговым органам, а направления его использования остались прежними – финансирование государственного пенсионного и социального обеспечения и медицинской помощи гражданам.

В связи с переездом на другой домен вся информация перенесена на сайт: тестответ.рф

В соответствии со ст. 235 НК РФ налогоплательщиками ЕСН признаются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам (организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями);
2) индивидуальные предприниматели, включая членов крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты (указанная категория налогоплательщиков не уплачивает налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ).
Объект налогообложения установлен ст. 236 НК РФ, согласно которой для первой категории налогоплательщиков им признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Указанные выплаты и вознаграждения не признаются объектом налогообложения, если они не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль – для организаций и налоговую базу по налогу на доходы физических лиц – для предпринимателей или физических лиц.
Для второй категории налогоплательщиков объектом налогообложения признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. 
Согласно ст. 237 НК РФ налоговая база для первой категории налогоплательщиков определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных ими за налоговый период в пользу физических лиц. Указанные налогоплательщики определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
Для второй категории налогоплательщиков налоговая база рассчитывается как сумма полученных за налоговый период доходов (как в денежной, так и в натуральной форме) за вычетом произведенных расходов, состав которых определяется в соответствии с главой 25 НК РФ.
Статьями 238 и 239 установлены суммы выплат, не подлежащие налогообложению, а также налоговые льготы для отдельных налогоплательщиков. Так, не подлежат налогообложению государственные пособия; компенсационные выплаты (в пределах установленных норм); суммы единовременной материальной помощи, оказываемой в связи с чрезвычайными обстоятельствами, другие выплаты. Налоговые льготы установлены для инвалидов и их общественных организаций, других организаций и предпринимателей при соблюдении условий, предусмотренных ст. 239 НК РФ.
Согласно ст. 240 НК РФ налоговым периодом по ЕСН признается календарный год, а отчетными периодами – первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налоговые ставки социального взноса, установленные ст. 241 НК РФ, носят регрессивный характер, т.е. снижается по мере увеличения налоговой базы (дохода работника).
В таблице 7 показаны ставки социального налога для основной массы
налогоплательщиков (работодателей).
Индивидуальные предприниматели и адвокаты (вторая категория налогоплательщиков) для исчисления ЕСН используют ставки, представленные в таблице 8.
Приведенные в таблицах 7,8, ставки ЕСН действуют с 01.01.2005г. после вступления в силу очередных изменений, внесенных Федеральным законом от 20.07.2004г № 70-Ф3.



Согласно изменениям, внесенным в ст. 241 НК РФ, количество интервалов налоговой базы сокращено с четырех до трех. Общие ставки ЕСН, применяемые к соответствующим интервалам, снижены за счет уменьшения ставок взноса, который зачисляется в Федеральный бюджет, Фонд социального страхования РФ и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования. В тоже время ставка взноса по той части ЕСН, который зачисляется в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, увеличилось с 0,2% до 1,1%.
Еще одно изменение коснулось п.2 ст. 241 НК РФ, который, начиная с 01.01.2005г. не действует. Это означает, что с 2005г регрессивные ставки ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование могут  применяться к налоговой базе, превысившей 280000 руб. безотносительно выполнения каких – либо иных условий (которые действовали до 2005г).
Статьями 242 – 245 НК РФ установлены даты осуществления выплат или получения дохода, а также порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками.
Для налогоплательщиков, производящим выплаты физическим лицам, дата осуществления выплат и иных вознаграждений определяется как день их начисления, а для налогоплательщиков, не являющихся работодателями, дата получения ими дохода определяется как день фактического его получения.
Для налогоплательщиков, производящим выплаты физическим лицам, сумма налога определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд.
Часть социального взноса, зачисляемого в Фонд социального страхования РФ, уменьшается налогоплательщиками на самостоятельно произведенные расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ (выдача пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т.д.).
Сумма налога (авансового платежа), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму страховых взносов (авансовых платежей) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет), начисленных за тот же период, исходя из тарифов, установленных Федеральным законом от 15.12.2001г. № 167 - Ф3 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
В течение отчетного периода по итогам каждого месяца налогоплательщики исчисляют ежемесячные авансовые платежи по налогу с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца. Сумма ежемесячного авансового платежа определяется с учетом ранее уплаченных в отчетном периоде ежемесячных платежей.
Ежемесячные авансовые платежи уплачиваются не позднее 15 – го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной нарастающим итогом, и суммой уплаченных за тот же период авансовых платежей, которая подлежит уплате не позднее 20 – го числа месяца, следующего за отчетным периодом. В этот же срок в налоговый орган по установленной форме представляется соответствующий расчет.
Уплата налога (авансовых платежей) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Налоговая декларация по налогу представляется не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, по установленной форме.
Для налогоплательщиков, не производящим выплаты в пользу физических лиц, расчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом.
Авансовые платежи уплачиваются на основании налоговых уведомлений в установленные ст. 244 НК РФ сроки.


Расчет налога по итогам налогового периода индивидуальные предприниматели производят самостоятельно, а разница между суммой налога, исчисленной за год, и суммами уплаченных авансовых платежей подлежит ими уплате не позднее 15 июля года, следующего за налоговым периодом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий