Пользование водными ресурсами
регулируется Водным кодексом РФ (Федеральный закон от 16.11.1995г. № 167–Ф3,
далее - ВК РФ). Как и при эксплуатации любого другого природного ресурса,
пользование запасами поверхностных и подземных вод, находящихся в водных
объектах, производится при условии внесения определенных платежей.
В соответствии с Законом РФ от
27.12.1991г. № 2118–1 «Об основах налоговой системы в РФ» плата за воду
относилась к региональным налогам. В 1998г. плата за воду, забираемую из водохозяйственных
систем, была заменена федеральным налогом – платой за пользование водными объектами,
введенной Федеральным законом от 06.05.1998г. № 71–Ф3 «О плате за пользование
водными объектами», который действовал до конца 2004г. С 01.01.2005г.
Федеральным законом от 28.07.2004г № 83–Ф3 введена в действие глава 25.2
«Водный налог» НК РФ.
В связи с переездом на другой домен вся информация перенесена на сайт: тестответ.рф
В связи с переездом на другой домен вся информация перенесена на сайт: тестответ.рф
Согласно ст. 333.8 НК РФ
налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица,
осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с
законодательством РФ.
При установлении налогоплательщиков водного
налога соблюдена норма ВК РФ, в соответствии с которой водопользователями могут
быть граждане и юридические лица, которым водные объекты предоставлены в пользование.
То обстоятельство, что в ст. 333.8 НК РФ не поименованы индивидуальные
предприниматели, не означает, что их деятельность, связанная с
водопользованием, не облагается налогом.
Таким образом, с 1 января 2005 года к уплате
водного налога привлекаются организации, индивидуальные предприниматели и
физические лица, не имеющие такого статуса. При этом обязательным условием признания
какого – либо налогоплательщиком является осуществление им либо специального,
либо особого водопользования, либо одновременно обоих видов деятельности.
В соответствии со ст. 86 ВК РФ к
специальному водопользованию относится использование водных объектов с
применением сооружений, технических средств и устройств, осуществляемое
гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на
водопользование.
К особому водопользованию, которое может
осуществляться только на основании лицензии, относится водопользование для
обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального
транспорта, для иных государственных и муниципальных нужд по решению Правительства
РФ (для водных объектов, находящихся в федеральной собственности), а в
отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ, - для
государственных и муниципальных нужд – по решению органов исполнительной власти
субъектов РФ.
Согласно ст. 333.9 НК РФ объектами
налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными
объектами:
1)
забор воды из водных объектов;
2)
использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и
кошелях;
3)
использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
4)
использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.
В указанной статье представлен перечень
пятнадцати видов водопользования, которые не признаются объектом
налогообложения.
В частности, не относятся к объектам
налогообложения следующие виды водопользования: забор воды из водных объектов
для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных
бедствий и последствий аварий; использование акватории водных объектов для рыбоводства
и воспроизводства водных биологических ресурсов; забор воды из водных объектов
для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих,
дачных земельных участков; особое пользование водными объектами для обеспечения
нужд обороны страны и безопасности государства; другие виды водопользования.
В ст. 333.10. НК РФ установлен общий
принцип определения налоговой базы, а также приведены особенности ее
определения для отдельных видов водопользования.
Четыре типа объектов налогообложения
определяют четыре типа налоговой базы: объем виды, площадь акватории,
количество произведенной электроэнергии и производная величина от количества
сплавляемой древесины и расстояния сплава.
Так, при заборе воды налоговая база
представляет собой объем забранной из водного объекта воды, который
определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в
журнале первичного учета использования воды по состоянию на 1 – е число каждого
месяца.
Если же водоизмерительные приборы
отсутствуют, объем забранной воды рассчитывается исходя из учета времени работы
технологического оборудования, объема выпускаемой продукции и норм
водопотребления, времени работы и производительности насосов или по суммарному
расходу электроэнергии либо другими косвенными методами.
Налоговая база, определяемая как объем
забранной воды, не уменьшается на потери воды при заборе и транспортировке, а
также на объем воды, переданной своим абонентам.
Если водопользователь осуществляет забор
воды как для удовлетворения собственных нужд, так и для передачи другими
водопотребителями, то налоговой базой является весь объем забранной воды,
включая воду, переданную своим абонентам.
Налоговой базой при использовании водных
объектов без забора воды для целей гидроэнергетики является количество
произведенной электроэнергии.
При использовании водных объектов для
целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как
произведение объема древесины, сплавляемой за налоговый период, выраженного в
тысячах кубических метров, и одной сотой расстояния сплава, выраженного в
километрах.
Использование акватории водных объемов в
иных целях предполагает определение налоговой базы как площади предоставленного
водного пространства, которая устанавливается по данным лицензии (договора) на
водопользование, а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных – по
материалам соответствующей технической и проектной документации.
Следует обратить внимание на то, что,
если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки,
налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой
ставке.
В соответствии со ст. 333.11. НК РФ
налоговым периодом по водному налогу признается квартал.
В статье 333.12. НК РФ приводятся
налоговые ставки за пользование водными объектами, дифференцированные по
экономическим районам, бассейнам, водохозяйственным системам и видам
водопользования.
Налоговые ставки установлены в
абсолютной величине (в рублях) за единицу измерения налоговой базы (1 тыс. куб.
м воды; 1 тыс. кв. км; 1 тыс. кВт – ч; 1 тыс. куб. м леса на 100 км сплава).
Следует иметь в виду, что ставка налога
за пользование акваторий водного объекта установлена в тысячах рублей за 1 кв.
км в год. Поэтому сумма налога за налоговый период (квартал) исчисляется как
одна четвертая суммы налога, рассчитанной по годовой налоговой ставке.
Поскольку водные ресурсы являются
исчерпаемыми, государство проводит нормирование водопотребления и
предусматривает ответственность за нерациональное и сверхлимитное использование
ресурсов водных объектов. В части водного налога это находит отражение в
привлечении налогоплательщиков к уплате налога за сверхлимитный забор воды по
ставкам, увеличенным в пять раз.
Согласно ст. 333.13 НК РФ сумма налога по
итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и
соответствующей ей налоговой ставки.
Статья 333.14 НК РФ устанавливает
порядок и сроки уплаты налога, в соответствии с которым налог уплачивается по
местонахождению объекта налогообложения в срок не позднее 20 – го числа месяца,
следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст. 333.15 НК РФ налоговая
декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по
местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты
налога.
Кроме рассмотренных в разделах 2.6,2.7 и
2.8 ресурсных налоговых платежей в России действуют другие обязательные платежи
за пользование природными ресурсами, которые регулируются специальными законодательными
актами. К ним относятся: плата за загрязнение окружающей природой среды и
платежи за пользование лесным фондом (лесные подати).
Что касается платежей за пользование
лесным фондом, то до 2005г они входили в систему налогов РФ и регулировались,
наряду с Лесным кодексом РФ (с 1997г), Законом РФ «Об основах налоговой системы
в РФ».
Плата за загрязнение окружающей
природной среды, начиная с 1992г., лишь частично подпадала под действие Закона
РФ « Об основах налоговой системы в РФ» а в другой ее части регулировалась
неналоговыми законодательными актами (Законом РФ « Об охране окружающей
природной среды», нормативными актами Правительства РФ).
С вступлением в силу изменений,
внесенных Законом РФ от 29.07.2004г № 95 – Ф3, с 2005г Закон РФ от 27.12.1991г
№ 2118 – 1 « Об основах налоговой системы в РФ» утратил силу. Поэтому, начиная
с 2005г, на территории РФ не взимаются налоги и сборы, не установленные Налоговым
кодексом РФ, в том числе и указанные платежи, доходы от которых будут включаться
в группу неналоговых доходов бюджетной системы РФ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий