Федеральным законом от 29.11.2004г. №
141 – Ф3 «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и некоторые другие
законодательные акты РФ» часть вторая НК РФ дополнена разделом X «Местные
налоги». Одновременно в данный раздел включена глава 31 «Земельный налог»,
которая вступила в силу с 01.01.2005г.
В соответствии со ст. 387 НК РФ
земельный налог устанавливается и вводится Налоговым кодексом РФ и нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В связи с переездом на другой домен вся информация перенесена на сайт: тестответ.рф
В связи с переездом на другой домен вся информация перенесена на сайт: тестответ.рф
Если нормативные (правовые) акты
представительных органов муниципальных образований о введении земельного налога
на соответствующей территории не приняты до конца 2004г., то земельный налог в
2005г. взимается на условиях, установленных Законом РФ от 11.10.1991г № 1738 –
1 «О плате за землю», который утрачивает силу с 01.01.2006г. В случае если
указанные акты приняты в 2005г., то в силу ст. 5 НК РФ новые правила уплаты
земельного налога применяются с 01.01.2006г.
Необходимо обратить внимание на то, что
Налоговый кодекс РФ в новой главе по земельному налогу постоянно обращается к
Земельному кодексу РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001г.
№136 – Ф3).
Устанавливая земельный налог,
представительные органы муниципальных образований определяют:
-
налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ;
-
порядок и сроки уплаты налога;
-
налоговые льготы.
Статьей 388 НК РФ установлено, что
налогоплательщиками земельного налога являются организации и физические лица,
обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного)
пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Таким образом, налогоплательщиками
признаются собственники земельных участков, землевладельцы и землепользователи,
определяемые в соответствии с земельным законодательством РФ.
Не признаются налогоплательщиками
организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них
на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору
аренды.
Согласно ст. 26 Земельного кодекса РФ
права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с
Федеральным законом от 21.07.1997г. № 122 – Ф3 «О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок с ними». Согласно ст. 12 указанного
закона права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной
регистрации и фиксируются в Едином государственном реестре прав.
У плательщиков земельного налога должны
быть следующие документы на земельные участки:
-
свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный
участок;
-
свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного)
пользования земельным участком;
-
свидетельство о государственной регистрации права пожизненного наследуемого
владения земельным участком.
В соответствии со ст. 389 НК РФ объектом
налогообложения признаны земельные участки, расположенные в пределах территории
муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно ст. 389 НК РФ не признаются
объектом налогообложения земельные участки, изъятые из оборота и ограниченные в
обороте в соответствии с земельным законодательством РФ.
Налоговая база по земельному налогу (ст.
390 НК РФ) определяется как кадастровая стоимость земельных участков,
признаваемых объектом налогообложения.
Статьей 66 Земельного кодекса РФ
определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков
проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения
которой установлен постановлением Правительства РФ от 08.04.2000г № 316. В нем,
в частности, предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель
основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального
использования.
Согласно ст. 391 НК РФ налоговая база
определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая
стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговая база определяется отдельно в
отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении
которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены разные
налоговые ставки.
Статьей 391 НК РФ предусмотрен налоговый
вычет, который уменьшает налоговую базу по земельному налогу для ряда категорий
налогоплательщиков (Герои СССР и РФ, инвалиды с детства, ветераны и инвалиды ВОВ
и др.). Указанной статьей установлено, что налоговая база уменьшается на не
облагаемую налогом сумму в размере 10000 руб. на одного налогоплательщика на
территории одного муниципального образования.
Данный налоговый вычет предоставляется
на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы.
Порядок и сроки представления указанных документов устанавливаются нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Глава 31 НК РФ устанавливает также
особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков,
находящихся в общей собственности.
Согласно ст. 392 НК РФ налоговая база в
отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности,
определяется пропорционально доле каждого из налогоплательщиков, а в отношении
земельных участков, находящихся в общей совместной собственности – в равных
долях каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного
земельного участка.
Статьей 393 НК РФ установлено, что
налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. В качестве
отчетных периодов для налогоплательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей
установлены первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. При
этом представительные органы муниципальных образований вправе не устанавливать для
вышеперечисленных налогоплательщиков отчетный период.
Налоговые ставки земельного налога,
установленные ст. 394 НК РФ, не могут превышать (по состоянию на 01.01.2006г):
1)
0,3 % - в отношении земельных участков:
-
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон
сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для
сельскохозяйственного производства;
-
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального
комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на
объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры
жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
-
предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства,
-городничества
или животноводства;
2)
1,5% - в отношении прочих земельных участков.
Статьей 394 НК РФ определено, что
налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных
органов муниципальных образований в указанных пределах.
Таким образом, в Налоговом кодексе РФ
установлены дифференцированные ставки по категориям и целевому назначению
земельных участков и не предусмотрены дифференцированные ставки по категориям
налогоплательщиков, что соответствует требованиям ст. 56 НК РФ в части предоставления
налоговых льгот.
Принимая во внимание то обстоятельство,
что земельный налог является местным налогом, налоговые льготы в НК РФ максимально
ограничены по сравнению с ранее действовавшим Законом «О плате за землю». Перечень
налоговых льгот для отдельных налогоплательщиков содержится в ст. 395 НК РФ.
Принятие решений о дополнительных налоговых льготах и основания для их
использования налогоплательщиками (включая установление размера не облагаемой
налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков) отнесено к
компетенции представительных органов местного самоуправления.
Порядок исчисления налога и авансовых
платежей по налогу установлен ст. 396 НК РФ.
Сумма налога исчисляется по истечении
налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля
налоговой базы.
Налогоплательщики – организации и
индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей
по налогу) самостоятельно.
Сумму налога (сумму авансовых платежей
по налогу) для налогоплательщиков – физических лиц исчисляют налоговые органы.
Представительный орган муниципального
образования при установлении налога вправе предусмотреть уплату в течение
налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для
налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уплачивающих налог на
основании налогового уведомления. При этом сумма авансового платежа по налогу
исчисляется как произведение налоговой базы и доли налоговой ставки в размере,
не превышающем одной второй налоговой ставки, в случае установления одного
авансового платежа, и одной третьей налоговой ставки в случае установления двух
авансовых платежей.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет
по итогам налогового периода, определяется как разница между общей суммой
налога за налоговый период и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих
уплате в течение налогового периода.
Налогоплательщики, в отношении которых
отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по
налогу по истечении первого, второго и третьего кварталов как одну четвертую
соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного
участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В случае возникновения (прекращения) у
налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода прав на земельный
участок исчисление суммы налога (авансового платежа по налогу)производится с
учетом коэффициента, который определяется как отношение числа полных месяцев, в
течение которых данный земельный участок находился в собственности
(постоянном(бессрочном )пользовании, пожизненном наследуемом владении)
налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом
(отчетном)
периоде.
Представительные органы муниципальных
образований вправе исключить для отдельных категорий налогоплательщиков
исчисление и уплату авансовых платежей по налогу в течение налогового периода.
Сумма земельного налога (суммы авансовых
платежей по налогу) за земельные участки, приобретенные в собственность с
01.01.2005г. физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них
жилищного строительства, взимается в 2-кратном размере в течение трехлетнего
срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав
на построенный объект недвижимости.
В случае завершения жилищного строительства
и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до
истечения трехлетнего срока проектирования и строительства сумма налога,
уплаченного в течение периода проектирования и строительства сверх суммы
налога, исчисленной в однократном размере, признается суммой излишне уплаченного
налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном
порядке.
В отношении земельных участков,
приобретенных физическими лицами для индивидуального жилищного строительства,
исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится в
2-кратном размере в течение периода проектирования и строительства, превышающего
десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный
объект недвижимости.
Согласно ст. 397 НК РФ земельный налог и
авансовые платежи по налогу подлежат уплате в порядке и сроки, установленные
нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
При этом срок уплаты налога для
налогоплательщиков – организаций или индивидуальных предпринимателей не может
быть установлен ранее срока подачи налоговой декларации.
Налог и авансовые платежи по налогу
уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых
объектом налогообложения.
Налогоплательщики – физические лица
уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового
уведомления, направленного налоговым органом.
В соответствии со ст. 398 НК РФ
налогоплательщики – организации или индивидуальные предприниматели по итогам
налогового периода не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым
периодом, представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка
налоговую декларацию по налогу.
При уплате авансовых платежей указанные
налогоплательщики по истечении отчетного периода не позднее последнего числа,
следующего за истекшим отчетным периодом, представляют в налоговый орган налоговый
расчет по авансовым платежам по налогу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий