Согласно Федеральному закону от
11.11.2003г. №139-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую НК РФ и внесении
изменения и дополнения в ст. 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ, а
также о признании утратившими силу актов законодательства РФ в части налогов и
сборов» с 01.01.2004г. вступила в силу глава ЗО «Налог на имущество организаций»
НК РФ.
В связи с этим утратили силу Закон РФ от
13.12.1991г. №2030-1 «О налоге на имущество предприятий» и инструкция
Госналогслужбы РФ от 08.06.1995г. №33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет
налога на имущество предприятий».
В связи с переездом на другой домен вся информация перенесена на сайт: тестответ.рф
В связи с переездом на другой домен вся информация перенесена на сайт: тестответ.рф
В соответствии со ст. 372 НК РФ налог на
имущество организаций вводится в действие Налоговым кодексом РФ и законами
субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории
соответствующего субъекта РФ.
При установлении налога законодательные
(представительные) органы субъектов РФ имеют право:
-
определять налоговую ставку в пределах, установленных гл. 30 НК РФ;
-
устанавливать порядок и сроки уплаты налога;
-
предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками;
-
устанавливать форму отчетности по налогу.
Согласно ст. 373 НК РФ налогоплательщиками
налога на имущество признаются:
1)
российские организации;
2)
иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства
и (или) имеющие в собственности недвижимое имущества на территории РФ, на континентальном
шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.
В соответствии с положениями ст. 373 НК
РФ плательщиками налога на имущество стали бюджетные учреждения и организации,
имущество которых до введения гл. 30 НК РФ данным налогом не облагалось.
Состав имущества, которое является
объектом налогообложения, определен ст. 374 НК РФ (таблице 20).
Таблица
20
Объект налогообложения по налогу на имущество
организаций
Налогоплательщик
|
Объект
налогообложения
|
Российские
организации
|
Движимое
и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных
средств по правилам бухучета, в том числе переданное во временное владение,
пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную
деятельность (кроме имущества, перечисленного в ст. 381 НК РФ)
|
Иностранные
организации, осуществляющие деятельность через постоянные представительства
|
Движимое
и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, учет которых
ведется по правилам ведения бухучета, принятым в РФ
|
Иностранные
организации, не осуществляющие деятельность через постоянные представительства
|
Находящееся
на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности
|
Не признаются объектами налогообложения:
-
земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные
ресурсы);
-
имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления
федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена
военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд
обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в
РФ.
В соответствии со ст. 375 НК РФ налоговая
база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества,
признаваемого объектом налогообложения.
Налоговая база определяется
налогоплательщиком самостоятельно с учетом следующих особенностей:
-
имущество учитывается по остаточной стоимости, сформированной по правилам бухучета,
закрепленным в учетной политике организации;
-
для основных средств, по которым начисление амортизации не предусмотрено, стоимость
объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной
стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных
отчислений для целей бухучета в конце каждого налогового (отчетного периода);
-
налоговая база в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций
устанавливается в размере инвентаризационной стоимости соответствующих объектов
по данным органов технической инвентаризации.
Особенности
определения налоговой базы установлены статьями 376 и 377 НК РФ, которыми
закреплен общий принцип определения налоговой базы - по месту нахождения
имущества, независимо от того, где зарегистрирована организация.
Порядок определения налоговой базы
рассмотрен в таблице 21.
Таблица
21
Порядок определения налоговой базы
Ситуация
|
Порядок
определения налоговой базы
|
Объект
имущества находится в одном субъекте РФ (общий случай)
|
Налоговая
база определяется отдельно в отношении имущества:
•
подлежащего налогообложению по месту нахождения организации;
•
каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
•
находящегося вне местонахождения организации, ее обособленного подразделения,
имеющего отдельный баланс;
•
облагаемого налогом по разным ставкам
|
Объект
имущества находится в разных субъектах РФ либо на территории субъекта РФ и в
территориальном море (континентальном шельфе, исключительной экономической
зоне
|
Налоговая
база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в каждом из субъектов
РФ в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта на территории
субъекта РФ
|
При
совместной деятельности (в рамках договора простого товарищества)
|
Налоговая
база определяется исходя из остаточной стоимости облагаемого налогом имущества,
которое:
•
внесено налогоплательщиком по договору простого товарищества;
•
приобретено и (или) создано в процессе совместной деятельности, является
общим имуществом товарищей, учитывается на отдельном балансе товарищества
участником, ведущим общие дела
|
Согласно ст. 376 НК РФ среднегодовая
(средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за
налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы,
полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е
число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым
(отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном)
периоде, увеличенное на единицу.
Налоговая база в отношении каждого
объекта недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих
деятельность в РФ через постоянные представительства, принимается равной
инвентаризационной стоимости данного объекта по состоянию на 1 января года,
являющегося налоговым периодом.
Согласно ст.378 НК РФ имущество,
переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в
рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению у
учредителя доверительного управления.
Налоговый и отчетный периоды установлены
ст. 379 НК РФ. Налоговым периодом признается календарный год, а отчетными
периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии со ст. 380 НК РФ
налоговые ставки_ по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов
РФ и не могут превышать 2,2% (по состоянию на 01.01.2006г.). При этом
допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий
налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Главой 30 НК РФ значительно сокращено
число налоговых льгот. Отменены льготы в отношении бюджетных учреждений,
органов законодательной и исполнительной власти, сельхозпроизводителей и других
организаций. Ужесточив льготное налогообложение, законодатели ухудшили положение
организаций, использующих труд инвалидов - освобождаются от уплаты налога
только общероссийские организации с долей инвалидов не менее 80%.
Полный перечень налоговых льгот по
налогу на имущество организаций содержится в ст. 381 НК РФ.
Порядок исчисления суммы налога на
имущество и сумм авансовых платежей по налогу установлен ст. 382 НК РФ.
Сумма налога на имущество исчисляется по
итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и
налоговой базы (среднегодовой стоимости имущества), определенной за налоговый период.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет
по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога,
исчисленной за налоговый период, и суммами авансовых платежей по налогу,
исчисленных в течение налогового периода.
Сумма налога, подлежащая уплате в
бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества:
-
подлежащего налогообложению по местонахождению организации;
-
каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
-
находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации,
имеющего отдельный баланс;
-
постоянного представительства иностранной организации;
- облагаемого по разным налоговым ставкам.
Сумма авансового платежа по налогу на
имущество исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной
четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости
имущества, определенной за отчетный период.
Законодательный (представительный) орган
субъекта РФ при установлении налога на имущество организаций на своей
территории вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков
право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение
налогового периода.
Статья 383 НК РФ устанавливает порядок и
сроки уплаты налога на имущество и авансовых платежей по налогу, в соответствии
с которыми налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками
в порядке и сроки, которые определены законами субъектов РФ.
В отношении имущества, находящегося на
балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат
уплате в бюджет по местонахождению указанной организации.
Иностранные организации, осуществляющие
деятельность в РФ через постоянные представительства, уплачивают налог и
авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных
представительств на учет в налоговых органах.
В отношении объектов недвижимого
имущества других иностранных организаций налог и авансовые платежи по налогу
подлежат уплате в бюджет по местонахождению объекта недвижимого имущества.
Согласно ст. 384 НК РФ организации, в
состав которых входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс,
исчисляют сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), уплачиваемую в
бюджет, как произведение ставки налога на территории субъекта РФ, где находится
подразделение, и налоговой базы (средней стоимости имущества подразделения),
определенной за налоговый (отчетный) период. Налог (авансовый платеж)
уплачивается в бюджет по местонахождению каждого из подразделений в отношении
имущества, находящегося на отдельном балансе каждого из них.
В соответствии со ст. 385 НК РФ для
объектов недвижимого имущества вне местонахождения организации или ее
обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, сумма налога (сумма
авансового платежа по налогу), уплачиваемой в бюджет, определяется как
произведение ставки налога на территории субъекта РФ, где расположен объект, и
налоговой базы (средней стоимости каждого объекта), исчисленной на налоговый
(отчетный) период. Налог (авансовый платеж) уплачивается в бюджет по местонахождению
каждого из таких объектов.
При совместной деятельности (в рамках
договора простого товарищества) налог на имущество исчисляется и уплачивается
каждым из товарищей в отношении имущества, переданного им в совместную
деятельность (ст. 377 НК РФ). По созданному или приобретенному в процессе
договора имуществу налог исчисляется и уплачивается участниками пропорционально
стоимости их вклада в общее дело. Сведения, необходимые для расчета налога,
сообщаются участникам договора лицом, ведущим учет общего имущества товарищей
не позднее 20-го числа следующего за отчетным периодом месяца.
Согласно ст. 386 НК РФ налогоплательщики
обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в
налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего
обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению
каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен
отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым
платежам по налогу на имущество и налоговую декларацию по налогу.
Налоговые расчеты по авансовым платежам
по налогу представляются не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего
отчетного периода, а налоговые декларации по итогам налогового периода - не
позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий