вторник, 4 февраля 2014 г.

Греческий полис


Греческий полис. Греция никогда не имела единого государства. Греков объединяла языковая общность. У них сформировался общий пантеон богов и единый свод древних мифов.
Для них были характерны общий строй мировосприятия, сходство образа жизни в различных частях страны. Гористая, изрезанная долинами территория Пелопоннеса, разделенность морских островов способствовали тому, что еще в гомеровский период начала складываться не имевшая аналогов греческая система государственного устройства — система полисов (городов-государств).

В связи с переездом на другой домен вся информация перенесена на сайт: тестответ.рф

На развалинах Микенской монархии возникла примитивная сельская община — демос, занимавшая очень небольшую территорию и отделенная от других общин. Центром ее было компактное поселение, представлявшее собой переходную форму от деревни к городу. Жители города и округи, члены общины, имели в собственности наделы земли. Все вместе они образовывали коллектив собственников земли, первоначально обладавших равными правами. Это создало предпосылки для развития полиса как особой формы социально-государственного устройства.
Полис, как правило, был небольшим городом-государством, включавшим город и округу. В социальном отношении он представлял собой коллектив полноправных граждан, которыми считались только свободнорожденные мужчины, коренные жители полиса. Все прибывавшие из других мест составляли особую социальную группу метеков- неграждан.
Каждый полноправный гражданин имел в собственности участок земли. Этот участок выделялся первоначально из общественного земельного фонда, но затем становился частной собственностью гражданина. Наличие в собственности участка земли было обязательным и главным условием гражданства в полисе. Потеря земельного участка могла привести к утрате гражданского статуса и к исключению человека из полисного коллектива. Наличие в собственности земельного участка было гарантией выполнения греком своих гражданских обязанностей.
Принципиальное отличие греческого общества от всех древневосточных обществ заключалось в существовании частной собственности на землю и неразрывной связи с ней гражданского (социального) статуса человека. Здесь обозначилась первоначальная граница между историческим развитием Запада и Востока. Из этого основания проистекали в будущем различия в понимании положения человека в мире и в обществе, характера и перспектив самого общества на Западе и на Востоке.
Гражданин полиса имел право принимать участие в управлении и решении всех дел полиса. Он имел право избирать и быть избранным в органы управления, защищать свой полис от врага, участвовать в религиозных церемониях. Полис обеспечивал гражданину возможность вести жизнь, достойную свободного человека. Но быть гражданином и< лиса означало не только пользоваться правами, но и неукоснительно выполнять свои обязанности: принимать участие в управлении и решении всех дел полиса, участвовать в выборах, защищать полис от врага, т. е. нести военную службу со своим вооружением. Права и обязанноности гражданина полиса были неразрывно связаны.
Основным хозяйственным занятием граждан полиса было земледелие, однако процветало и ремесло. В классическую эпоху широко распространились занятия философией, науками, искусством.
Каждый полис стремился обеспечить свою экономическую независимость, иметь все необходимое для жизни граждан. Лишь такая самодостаточность обеспечивала свободу полиса и его граждан.
Свобода входила в число главных полисных ценностей так же, как убежденность в том, что полис является высшим благом, вне которой невозможно достойное человека существование. Греки считали, 41 прежде всего свобода и достоинство гражданина определили победу объединенных греческих полисов в греко-персидских войнах (500—449 и до н. э.), позволили им отстоять свою независимость в борьбе с само мощной восточной деспотией — державой Ахеменидов.
Однако не следует забывать, что полисная система с ее в целом демократическими традициями и высокими гуманистическими идеалам имела своим подножием рабство. Рабство классического типа зиждилось на убеждении, что раб является «говорящим орудием» и не имеет права ни на орудия производства (ибо сам таковым является), ни на семью, ни даже на жизнь. Право рабовладельца на раба было ничем не ограничено. Такое рабство существовало в наиболее развитых экономически частях Греции. В Спарте и в некоторых других области Греции имело место рабство в форме илотии. Илоты были государе венными рабами, им давали участки земли для обработки, а получаемый продукт они должны были отдавать гражданам полиса.


Комментариев нет:

Отправить комментарий