СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
МАТЕРИАЛЬНАЯ
КУЛЬТУРА
НАУЧНЫЕ
ЗНАНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
И УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
АРХИТЕКТУРА
И СКУЛЬПТУРА
ЖИВОПИСЬ
МУЗЫКА
И ТЕАТР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
В связи с переездом на другой домен вся информация перенесена на сайт: тестответ.рф
ВВЕДЕНИЕ
Культура России 17 века отличается большим разнообразием артефактов
оставленных в истории. По сравнению со всеми предыдущими эпохами, упоминаемыми
в источниках дошедших до наших дней, этот век очень богат на исторические
памятники культуры. Русская культура 17 века стала смешением культур многих
центров Киевской земли, дополненная влияниями и заимствованиями из иностранных
культур, что определило равномерное развитие многих сфер науки, быта, народного
хозяйства и общественных отношений данного периода. Быстрый рост научного
самосознания и бурное развитие искусства послужили прекрасной основой для
строительства новой структуры общества, смещения акцента интересов многих слоев
населения, выделения многих ремесел церковного искусства в отдельные светские
виды деятельности, развитием духовного отражения и освоения действительности,
т.е. искусства, появлением в нем стремления к описательности и декоративности.
«Век перелома» - так часто называют данный период. Меняется не только
светское, происходит смещение всей духовной сферы жизни российского общества.
Вершиной кризиса средневековой идеологии становится реформа патриарха Никона и,
как следствие, возникновение старообрядчества. Активно прививаются прозападные
идеи, дополняющие нюансы самобытной культуры России.
Слабеют связи, соединяющие искусство с другими сферами культуры, т.е.
теряется единство средневековой духовной сферы.
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Семнадцатый век занимает особое место в истории России феодального
периода. Примерно XVII столетием датируется начальная стадия зарождения
буржуазных связей в недрах феодально-крепостнического строя. Развитие городских
посадов, прогресс общественного разделения труда, рост товарного производства и
обмена стали условиями начинающихся изменений в общественно-экономической жизни
России. Новые явления в области культуры затрагивают, прежде всего, города.
Сосредоточение больших масс населения в крупных, по тому времени, городах,
начало промышленного производства, поиски полезных ископаемых, далекие походы в
Сибирь, развитие торговли, общения с другими странами подрывали вековую
замкнутость, вели к расширению кругозора людей.
Светские элементы в культуре XVII века становятся более заметными, они
проникают в церковное зодчество, в живопись, в прикладное искусство, науку и
другие сферы жизни общества. Происходит смешение и бурный рост различных
отраслей народного хозяйства.
События первого десятилетия XVII в. привели к разорению значительной
территории Российского государства и подрыву его материальной культуры. Военные
действия того времени тяжело отразились на положении многих городов и сел.
Главной отраслью народного хозяйства оставалось земледелие. Орудия же
земледельческого хозяйства остались прежними - сохи, бороны, косы, серпы,
плуги.
В области ремесленного производства произошли значительные сдвиги. Как и
прежде, существовала домашняя промышленность в крестьянском хозяйстве,
производившая холсты, канаты, сермяжные сукна, обувь, одежду, посуду, рогожи,
деготь и другие предметы. Но в городах, особенно наиболее крупных, отчетливо
определяется процесс массового превращения ремесла в мелко товарное
производство. Более того, в XVII в. возникли первые русские мануфактуры, что
привело к значительному обогащению материальной культуры.
Широкое распространение получила обработка металлов - в Москве, Устюжне
Железопольской, Тихвине. Кузнецы и другие мастера обработки железа производили
в массовом количестве топоры и дверные петли, подковы и сабли, ножи и шашки и
другие изделия. С большим мастерством изготовлялись сложные и хитроумные замки.
Было налажено производство многих видов огнестрельного и холодного оружия.
Русские мастера-крестьяне в 20-х годах XVII века сделали башенные часы
для новой Спасской башни Кремля (по проекту англичанина Христофора Галовея).
Все более применялись разные воздействующие механизмы. В 1615 г. была сделана
первая пушка с винтовой нарезкой.
Высокого технического уровня достигла обработка благородных металлов -
золота и серебра, особенно в специальных мастерских - золотой и серебряной
палатах Оружейного приказа. В этих мастерских изготовлялись различные предметы
царского обихода и другие драгоценные вещи - серебряные ковши, братины, кольца,
серьги, крестики и многое другое. Важное значение имела чеканка монет. В
середине XVII века по царскому заказу в течение одного года был отлит колокол
весом 12500 пудов.
Многовековую традицию имела к XVII веку обработка дерева. Особенно
большого искусства достигли в этом мастера в северных, богатых лесом районах.
Там возводились замечательные постройки. Поморские плотники умели строить
прочные и удобные не только речные, но и морские суда. Большого прогресса
достиг в XVII веке смоляной промысел, а также производство поташа. Возникли
центры массового производства изделий изо льна и пеньки, холстов, канатов в
Пскове и Новгороде, Ярославле и Ржеве, Вологде и Нижнем Новгороде. Во многих
городах работали скорняки, изготовляя разные меховые вещи.
Гораздо большее развитие, по сравнению с предшествующими временами,
получило каменное строительство. В XVII веке в России изготовлялся
высококачественный кирпич, делались обеспечивающие большую прочность растворы
извести. Техника возведения крупных сооружений достигла высокого уровня. В 30-х
годах XVII века появился первый стекольный завод в России.
Материальная культура в XVII столетии получила большое развитие. Ее
творцами и создателями были многие тысячи народных мастеров-умельцев,
воплотивших в своих творениях творческую силу народа.
В этот период сложились устойчивые группы высококвалифицированных
мастеров на различных предприятиях. Хотя в ряде случаев производство на этих
предприятиях начиналось с приглашения иностранных мастеров, русские люди быстро
овладевали необходимым мастерством и выполняли сложные технические работы с
большим искусством.
НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ
Начавшееся
ослабление позиции церкви, развитие ремесленного производства и торговли, рост
связей с зарубежными странами создали предпосылки для дальнейшего накопления
научных знаний XVII в. Конечно, и в это время продолжала распространяться
старая литература о природе с ее богословско-мистическим истолкованием
различных явлений. Но наряду с этим появлялся интерес к научной литературе
западноевропейского Возрождения с ее рационалистическим подходом к явлениям
природы. Именно в это время в России появляются переводы целого ряда
произведений, показавших существенное влияние на формирование и распространение
научных взглядов. Сами условия жизни Российского государства в XVII в.
требовали перехода к более конкретному и реалистическому изучению природы,
отказа от богословско-символического и мистического ее истолкования. При этом
развивалась чисто практическая сторона научных знаний, в то время как ее
теоретическая сторона оставалась в совершенно неразвитом состоянии. Это в
значительной мере объяснялось позицией церкви, враждебной научному знанию.
Церковники заявляли, что "кто по латыни учился, тот с прямого пути
сбился".
Так, например,
в семнадцатом веке умели решать многие практические задачи по математике, но
теоретический уровень математических познаний был еще весьма невысок.
Потребности артиллерийского дела выдвинули необходимость определения
расстояний. Эти задачи решались с помощью теоремы Пифагора, но без анализа ее
теоретического основания.
Крупным
памятником научных знаний XVII в. является "Устав ратных, пушечных дел,
касающихся до воинской науки, составленный Олисиманом Михайловым (Радышевским)
в 1621 году. Весьма подробно изложены в "Уставе" практические
сведения, сведения в области химии. Описаны также различные приборы для артиллерийского
дела.
Медицинские
знания носили также преимущественно узкопрактический характер и в немалой
степени основывались на многовековом народном опыте лечения болезней. Широкое
распространение получили переводы иностранных лечебников и
"травников".
Наряду с практическими знаниями в
области медицины на протяжении XVII в. развивался интерес и к общим вопросам
биологии. Внимание русских людей стало обращаться и к богатым конкретным
материалам сочинениям в области зоологии и анатомии. Среди них знаменитый труд,
крупнейшего ученого эпохи Возрождения Андрея Везалия. "О строении
человеческого тела".
Астрономические
знания в XVII в. также получили свое развитие, так как потребность вычисления
праздников и различные хозяйственные нужды требовали и более точного знания
времени смены фаз Луны, временами года и тому подобное.
В середине века
в Россию стали проникать сочинения Коперника, знакомившие с гелиоцентрической
системой Коперника. Известно, что на пути развития астрономических знаний
серьезным тормозом была позиция церкви.
Большое
развитие получили географические знания. Одно только продвижение землепроходцев
в Сибирь, обследование ими рек и морских побережий обогатило географию
открытиями исключительного значения. Было составлено несколько карт (в основном
они несли стратегический характер). Значительно расширились сведения о
географии зарубежных стран (Китая, Монголии).
В развитии
знаний о природе XVII в. занимает особое место как время явно определившегося
кризиса средневекового мировоззрения и подготовки крушения господствовавших
безраздельно религиозных взглядов.
О враждебном
отношении церкви к знанию ярко свидетельствуют проповеди и поучения самих
церковников. Но как ни пугала церковь людей, стремившихся к знанию, элементы
научных знаний заметно окрепли в XVII в.
В силу самих
условий исторической жизни русская церковь к середине столетия оказалась перед
необходимостью ряда внутренних изменений.
При той большой
доле, какую играла церковь во всех сферах общественной жизни возникла необходимость
усиления воздействия церкви на народные массы - приведения церковной
организации в соответствии с общим процессом централизации государственной
власти. Воссоединение Украины с Россией выдвигало задачу объединения русской и
украинской церкви (разногласия в обрядах и правилах), - все это выдвигало
потребность внесения изменений в правила церковной жизни.
В 1653 году
последовало распоряжение (патриарх Никон) о том, чтобы заменить при
богослужении земные поклоны поясными, а креститься впредь тремя пальцами вместо
двух. Затем последовали категорические требования привести все книги в
соответствие не с русскими, а с греческими образами, выбрать иконы, написанные
по русским образам. Несогласных Никон подвергал крутым наказаниям, вплоть до
того, что в 1656 году защитников старых обрядов официально отлучил от церкви,
эти меры не помогли: возникло целое течение "старообрядчества". Так
произошел раскол церкви.
ЛИТЕРАТУРА И УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
В XVII в. появились первые записи фольклора, дошедшие до нас, благодаря
чему мы имеем более конкретное представление о народном творчестве того
времени. Семнадцатый век с его острыми социальными конфликтами и длительной
борьбой России против внешних врагов был временем значительного подъема
народного творчества. Характерно широкое распространение исторических песен,
пронизанных чувством глубокого патриотизма. Были популярны различные былины,
песни, сказки, сложенные еще в предыдущее время. Народное творчество в XVII
веке приобрело определенные и антицерковные тенденции. Оно стало сильнее
оказывать влияние на письменную литературу. Народное творчество явилось
настоящей основой развития демократического, светского направления в литературе
XVII века. Герои литературы XVII в. начинают освобождаться от оков рода, их
судьба персонифицируется. Вместе с тем литература совершала только первые шаги
в преодолении средневековых традиций и еще не обрела альтернативы им.
В литературе
XVII в. утвердились два течения: панегирическое, феодально-охранительное и
народно-обличительное. Самым крупным представителем первого течения был Самуил
Емельянович Петровский-Ситнианович, уроженец Полоцка и потому именовавшийся в
Москве Симеоном Полоцким. Образование он получил в Киево-Могилянской академии,
а затем в Виленской академии, после окончания которой принял монашеский сан. О
себе он писал: «Ума излишком, аже негде девати,— купи кто хочет! А я рад
продати». Покупателем оказался Алексей Михайлович, которому приглянулись стихи,
сочиненные Полоцким в его честь во время пребывания в Полоцке. В 1661 г. Симеон
переехал в Москву, где стал учителем царевичей Алексея и Федора и царевны
Софьи. Расцвет поэтического дарования Симеона Полоцкого падает на годы его
пребывания в России. Его жизненный путь являет выразительный пример близости
культур двух народов и их взаимной тяги друг к другу.
С именем
Полоцкого связано появление в литературе новых жанров — поэзии и драматургии.
Он был первым в стране придворным поэтом-одописцем, сочинявшим тяжеловесные
силлабические стихи. В сочинениях Полоцкого господствуют панегирические тона,
идеализировавшие самодержавие и царя Алексея Михайловича. Его же перу
принадлежат оригинальные пьесы на русском языке «О Новходоносоре царе» и
«Комедия притча о блудном сыне». В новую форму автор вложил традиционное
содержание: младший сын в отличие от старшего, проявлявшего покорность
родительской воле, не пожелал «в отчинной стране юность погубите» и отправился
странствовать, превратился в блудного сына, испившего много горя. Он
возвращается в отчий дом, убежденный в необходимости слушаться старших. Полоцкий
известен не только как поэт и драматург, но и как публицист. Он сторонник
самодержавия. Только оно, по его мнению, способно успешно решать
внешнеполитические задачи и «утоляти» мятежи. Самодержец, однако, должен
подбирать себе помощников, руководствуясь не их породой, а рационалистическим
принципом: знанием, моральным авторитетом, заслугами.
Оценка
самодержавия как самой лучшей политической системы обрела наиболее полное
обоснование в сочинениях Крижанича. Хорват Юрий Крижанич, прибывший в Россию в 1659
г. и написавший ряд трактатов, среди которых важнейший «Политика», отдавал
предпочтение «самовладству», потому что только с ним он связывал справедливое
правление, обеспечивавшее стране покой и согласие народа, а также возможность
без проволочек исправлять промахи. Но порядок и гармонию способен обеспечить
только мудрый царь. Крижанич выступал за объединение славянских народов.
Крижанич, как и
Полоцкий, не осуждал крепостнических порядков, но оговаривался, что надлежит
ограничить аппетиты помещиков. При неумеренных тяготах хозяйство крестьянина
придет в упадок, и он утратит тяглоспособность. Отсюда проистекала убежденность
обоих мыслителей в необходимости установить умеренный уровень феодальной
эксплуатации.
Народно-обличительную
литературу представляет «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».
Аввакум — талантливый писатель-полемист, основоположник биографического жанра.
Если герои житийной литературы наделены мифическими добродетелями и выступают
безукоризненными подвижниками, то в «Житии» Аввакум Петрович выглядит реальной
личностью с достоинствами и недостатками. «Житие» — остросюжетное полемическое
сочинение, его автор на примере собственной жизни, полной страданий и
драматических коллизий, повествует о фанатической преданности идеям древнего благочестия.
Во всех поступках вождя старообрядчества четко прослеживается его неприятие
новизны, науки и всего, что шло из Западной Европы. Язык «Жития» прост,
динамичен, рассчитан на широкую аудиторию, которую автор намерен склонить на
свою сторону. Аввакум содействовал обогащению литературного языка элементами
живой народной речи.
Содержание так
называемых бытовых повестей XVII в. обнаруживает две тенденции: с одной
стороны, герои пытаются вырваться из оков церковности; с другой стороны,
попытки героя выйти из рамок житейской мудрости Домостроя заканчиваются полным
крахом. Патриархальные устои хотя и высмеиваются, но герои не могут их
преодолеть.
Темой «Повести
о Горе-Злочастии» является судьба молодца, не внявшего родительским советам и
поплатившегося за это нищетой. Мытарства героя заканчиваются тем, что он
оказывается в монастырской келье. В отличие от предшествующего времени келья
уже не умиляет героя, жизнь в ней равнозначна самоубийству. В повести раскрыт
образ человека, его внутренний мир и трагические переживания.
В «Повести о
Савве Грудцыне» фигурируют реальные исторические личности и определенная
географическая среда, чем создается видимость подлинности рассказанной истории.
Герои повести—богатые купцы Грудцыны-Усовы, торговавшие по городам Волги и
Камы. В основу сюжета положены похождения купеческого сына Саввы Грудцына,
отправленного отцом по торговым делам в Соль Камскую: беспутный сын предался
разврату, продал душу дьяволу, затем попал в солдаты, участвовал в Смоленском
походе, освободился от дьявола с помощью казанской иконы Богоматери и оказался
в монастыре, где и закончил свою жизнь.
Примечательны
сатирические произведения с пародиями на неправый суд, беспутную жизнь монахов,
бесправие простого человека и т. д. Повесть о «Шемякиной суде» рассказывает о
разбирательстве в суде конфликта между двумя братьями, один из которых был
богатым, а другой бедным. Богач дал своему брату лошадь и сани, чтобы тот вывез
из леса дрова, но пожалел дать сбрую. Бедняк привязал сани за хвост лошади,
хвост оборвался, и богач через суд затребовал от брата возвращения лошади с
хвостом. Бедняк во время суда многозначительно показывал из-за пазухи судье
Шемяке сверток, давая понять, что его ожидает богатый посул. Это и определило
поведение Шемяки — он решил дело в пользу бедняка. На поверку оказалось, что в
платок был завернут простой камень. Выражение «Шемякин суд» стало нарицательным
для характеристики продажности и беспринципности судей.
«Повесть о Ерше
Ершовиче» тоже пародирует судебные порядки, предусмотренные Уложением 1649 г.
Герои повести — рыбы Ростовского озера: здесь и рыбы-господа Осетр, Белуга и
Белая рыбица, сын боярский Лещ, приставы Окунь и Налим, свидетель Сельдь, судья
Сом усатый, подьячий Вьюн и прочие представители рыбного царства. Выиграть
процесс мелкой рыбешке Ершу у сына боярского Леща оказалось не под силу, Ерша
суд признал виновным. Повесть заканчивается словами: «Плюнул Ерш судьям в глаза
и скопил в хворост: только того Ерша и видели». Повесть «Калязинская
челобитная» высмеивает быт монахов Калязинского монастыря, прославившегося
распутной жизнью.
Монастырская
братия озабочена не молитвами, а наличием в достатке пива и вина. Мечта монахов
состояла в том, чтобы иметь такого архимандрита, «который бы с нами горазд лежа
вино да пиво пить, а в церковь не ходить, а нас бы не томить».
Весьма интересны пословицы, записанные в особых сборниках конца XVII
века. В пословицах явно прослеживалась народная оценка человеческих качеств и
общественных отношений. Недаром многие из них дожили до наших дней, как, например:
"баснями соловья не кормят", "взялся за гуж не говори, что не
дюж". Народные пословицы отразили критические отношения простых людей к
церковникам и церковным обрядам: "из одного дерева икона и лопата".
Для XVII века характерна насмешка над людьми, не желающими учиться грамоте:
"Аз, буки, веди страшат, что медведи". В пословицах отражалось
недоверие крестьян к феодалам: "в боярский двор ворота широки, а со двора
узки", "обещать – по-дворянски, а слово держать по-крестьянски";
протест против притеснений властей: "наказал бог народ - послал
воевод", лошадь любит овес, земля - навоз, а воевода - привоз";
возникающее в народе сознание своей силы: "холопье слово, что
рогатка".
Одним из любимых героев произведений народного творчества стал вождь
крестьянской войны Степан Тимофеевич Разин. Вокруг его имени уже в XVII веке
стали складываться многочисленные легенды, песни сказания. Степан Разин
наделялся богатырскими чертами, оказывался "заговоренным от смерти".
Древние былины перерабатывались, и Степан Разин оказывался в одном кругу
былинных героев, вместе с Ильей Муромцем. Народные песни рисуют восстание как
праздник:
На матушке Волге праздник -
Сходись, голытьба, на праздник.
Готовьтесь, бояре на праздник.
Усиление влияния народного творчества на литературу имело одной из важных
своих предпосылок значительное расширение количества грамотных людей в
семнадцатом веке. Хотя масса населения крепостной страны продолжало оставаться
неграмотной, тем не менее, количество грамотных людей в XVII в. значительно
возросло, особенно в среде посадских людей. Развитие городской жизни, а также
системы государственного управления вызвало большую потребность в грамотных
людях. Помимо того, что грамотность была необходима для торговых и других
занятий, грамотные люди могли вступить на службу в государственные учреждения,
приказы и тем самым освободиться от тягла. К концу семнадцатого века в
московских приказах работало 178 дьяконов и 1450 подьячих. Кроме того, в
городах были еще так называемые "площадные подьячие", которые за
плату составляли всякие челобитные и другие документы. Грамотными были земские
и церковные дьячки, ведшие текущее делопроизводство.
Помимо значительно расширявшейся письменности, все большее
распространение получали и рукописные книги. Несмотря на развитие
книгопечатания, рукописные книги пользовались все более возраставшим спросом.
Расширялось производство книг. Расширился круг потребителей книг.
Не только феодальная знать и духовенство, но и многие посадские люди
хранили книги. Большое распространение получали рукописные сборники, в которых
содержались различные материалы духовного, и светского содержания, отрывки из
летописей, сказания. В монастырях были специальные хранилища книг во главе с
хранителями. Часть книг принадлежала монахам и хранилась в кельях. Значительно
возросло письменное делопроизводство государственных учреждений – московских
приказов, приказных изб в городах.
С 1671 г. для царя стали изготовляться рукописные "Куранты" -
своеобразные газеты, состоящие из переводных иностранных известий.
В середине века были предприняты попытки организации производства бумаги
в России. В 60-70-х г.г. в Москве действовали две "бумажные
мельницы", отданные правительством на оброк голландским предпринимателям.
Бумаги своего производства, однако, не хватало, и в Россию по-прежнему привозили
бумагу из-за границы - из Франции и Голландии.
Кроме того, в XVII веке писали также на бересте – сохранились берестяные
грамоты и даже целые книги сбора ясака в Сибири.
Как и прежде, писали специально приготовленными чернилами, присыпая
написанный текст песком для просушки. В московские приказы возили песок целыми
возами. Особенно ценился чистый и сухой песок с Воробьевых гор.
Книги "одевали" в деревянные, обитые кожей доски. На коже
выделывались различные металлические украшения. В виде украшений выполнялись и
обычно массивные застежки на книге, нередко переплеты покрывались тканями -
бархатом, атласом. Искусство изготовления рукописных книг в XVII веке достигло
наивысшего расцвета.
Большим совершенством отмечена книжная миниатюра семнадцатого века. Так
называемый растительный "травный орнамент" получил в этот период
широкое распространение наряду со старопечатным орнаментом.
Со второй половины столетия стал заметен переход к новому стилю книжной
миниатюры - так называемому "прусскому барокко", характерной чертой которого
было сочетание изображения растительного мира с геометрическими фигурами -
эллипсами и спиралями. Особенно богато украшались орнаментами, заставками,
инициалами царские грамоты, писавшиеся на пергаменте.
Наряду с рукописными книгами и грамотами все более распространялись
печатные книги. Московский Печатный двор представлял собой в середине XVII века
крупное предприятие, на котором работало 165 человек. В первой половине
столетия было издано около 200 названий книг. В больших количествах распространялась
переводная литература. Стали составлять обширные библиотеки. Большие собрания
книг на русском, латинском, польском, греческом языках были у патриарха Никона,
князя В.В. Голицина, А.С. Матвеева. Большая библиотека была в царском дворце.
Дальнейшее распространение рукописи печатной литературы выдвигало
потребность более организованного обучения грамоте и письму.
Обычно дети и подростки обучались грамоте у духовных лиц, подьячих или
родителей, причем женщины, как правило, даже в семьях знати оставались неграмотными.
Возможность печатного издания учебных пособий значительно улучшала условия
обучения грамоте. Характерно, что печатавшиеся в Москве дешевые (по 1 копейке)
буквари пользовались широким спросом. Изданные в 1651 году 2400 экземпляров
"Азбуки" патриаршего дьякона Василия Бурцева были распроданы за один
день.
Распространение грамотности и просвещения в России подрывало вековое
господство религии и церкви, все более расходилась по рукам светская литература
и иностранных сочинений. XVII в. занял важное место в истории русского
просвещения.
АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА
Общее для
русского искусства XVII в. стремление к нарядности и декоративности проявилось
и в усиленном развитии резьбы по дереву, камню, скульптуры, архитектуры и
зодчества. В связи с укреплением экономических связей между отдельными
областями и возросшей централизацией государства в архитектуре хотя и
сохранялись местные особенности, но они утратили прежнее значение, и она приобретала
общероссийский характер.
Зодчество
принадлежит к той сфере культуры, где, как и в литературе, на протяжении XVII
в. произошли наиболее существенные изменения.
Основным
строительным материалом оставалось дерево, из которого сооружались как избы
крестьян и посадских, так и палаты и дворцы бояр и царей. Новое в архитектуре
состояло в том, что в XVII в. увеличилось число зданий, воздвигаемых из
кирпича. Если раньше монументальные сооружения имели только культовое и военное
назначение, то теперь возводимые здания использовались для жилья,
правительственных учреждений и торгово-промышленных предприятий.
К выдающимся
памятникам деревянного зодчества XVII в. относится затейливый и роскошный
царский дворец в Коломенском, называвшийся современниками восьмым чудом света.
Комплекс представлял сочетание больших и малых срубов-клетей и включал
соединенные между собой переходами хоромы царя, царицы, царевичей и царевен, а
также разнообразные служебные постройки.
Дворец венчали
разной формы покрытия, окрашенные в яркие цвета: шатровые, бочечные и кубовые.
Снаружи его украшала позолоченная резьба. В деревянном культовом зодчестве
преобладали шатровые храмы, но наряду с ними получили распространение ярусные
церкви: на четверике устанавливалось несколько последовательно уменьшавшихся
восьмериков (Вознесенская церковь в Торжке, 1653 г.).
Строгие
пропорции придавали даже небольшому храму монументальность. Несмотря на попытку
Никона изолировать церковное зодчество от общих тенденций развития русского
искусства, новые явления проникали и в кирпичную храмовую архитектуру. Никон
сразу же после вступления на патриаршество в 1652 г. запретил строительство
шатровых храмов. Он хотел вернуть культовой архитектуре черты суровой
монументальности предшествующих веков и образцом для подражания считал
Успенский собор в Кремле. Сам Никон намеревался воплотить традиции зодчества в
храмах, строившихся по его заказу, но и он в конечном счете поддался
воздействию нового.
Первым по
заказу Никона на одном из островов Валдайского озера был построен Валдайский
Иверский монастырь. Огромные оконные проемы в пятиглавом соборе
свидетельствовали об отступлении от канонов зодчества XVI в. Отступления
прослеживаются и во внутреннем убранстве храма — при его отделке использовались
многоцветные изразцы. Не удалось Никону возродить традиции зодчества XVI в. и
при сооружении Новоиерусалимского монастыря.
Воскресенский
собор монастыря должен был воспроизвести храм Гроба Господня в Иерусалиме. Но в
соответствии со вкусами XVII в. собор был снаружи и внутри украшен
многоцветными изразцами. Строительство его завершилось в 1685 г.
Идея
превосходства духовной власти над светской выражена также в грандиозном
сооружении ростовского митрополита, известном под названием Ростовского кремля
1670—1683 гг.). Ансамбль, включавший жилые покои митрополита, хоромы
митрополии, множество хозяйственных построек и пятиглавую церковь Воскресения,
сочетал жилой комплекс с храмовым. Все постройки окружали внушительные стены с
башнями, имитировавшие мощную городскую крепость.
В XVII в.
завершается оформление множества монастырских ансамблей, начало которым было
положено в предшествующих столетиях: Иосифо-Волоколамский, Троице-Сергиев,
Кирилло-Белозерский и др. Организующим центром каждого из них были соборы,
возвышавшиеся над всем комплексом. Сооружались огромные трапезные с большими
залами без опор. Значительные по размерам оконные проемы, украшенные
затейливыми наличниками, изразцы на внутренних стенах, роскошные порталы
придавали трапезным вполне светский облик. Трапезная Троице-Сергиева монастыря
украшена лепным растительным орнаментом. От грандиозных стен с башнями и
бойницами, надвратных построек у въезда в храмы и монастыри веяло
торжественностью и монументальностью.
К выразительным
элементам храмового зодчества второй половины XVII в. относились многоярусные
колокольни. Легки и изящны шестиярусная башня Новодевичьего монастыря в Москве
и девятиярусная башня Иосифо-Волоколамского монастыря.
В конце XVII в.
в храмовом зодчестве возникает новый стиль, получивший название нарышкинского
(московского барокко). Его использовали при сооружении небольших церквей в
усадьбах русских вельмож. Особенностью храмов нарышкинского стиля является
элегантность и строгая симметричность всего сооружения.
Выразительным
памятником этого направления стала церковь Покрова в Филях, отличающаяся
необыкновенным изяществом и безукоризненными пропорциями. Вместо многоцветных
изразцов в церкви Покрова в Филях использованы только два контрастных цвета —
красный и белый. Внутреннее убранство церкви отличается пышностью и богатством:
многоярусный иконостас, ложа для владельца церкви, резные обрамления арок и т.
д.
Гражданское
зодчество находилось в поисках новых путей оформления зданий общественного
назначения. За основу были положены жилые, постройки, которым были приданы
более монументальные формы. Примером может служить Сухарева башня архитектора
Михаила Чоглокова, воздвигнутая для стрелецкого Сухарева полка, проявившего
верность Петру во время его конфликта с Софьей. Над массивным первым ярусом, по
традиции являвшимся подклетом, расположились два яруса палатного строения,
увенчанного башней с государственным гербом наверху. Ко второму ярусу вела
широкая парадная лестница. К общественным постройкам в Москве, сооруженным тоже
в конце столетия, относятся здания Земского приказа в Кремле A683 г.), а также
Монетного двора. Во много крат больше сохранилось жилых зданий. Они строились
не только в Москве, но и других городах: Калуге, Гороховце, Устюге Великом,
Ярославле, Пскове и т. д. Прообразом для них служили деревянные пятистенные
дома, состоявшие из двух комнат с сенями посередине. Снаружи здания украшались
наличниками, карнизами, порталами. Первый этаж предназначался для хозяйственных
надобностей, второй был жилым.
Высоким образом искусства по дереву является многочисленные разные
иконостасы, "царские врата" и другие детали церквей. Богатейшей
резьбой украшен Коломенский дворец.
Резьба по дереву, украшавшая дворцы и храмы, была ярким воплощением этого
глубокого народного искусства. Деревянной резьбой украшались дома простых
людей. Разные наличники и карнизы, обработка резьбой крылец и других частей
здания, своеобразие приемов этой обработки и ее рисунков в разных местах
составляют одну из характерных особенностей русской национальной культуры.
Искусство резьбы, веками развивавшееся в народе, было использовано
феодальной знатью для украшения воздвигавшихся по ее заказу строений. Резчиков
собирали в Оружейной палате для выполнения государственных заказов.
Скульптуры были обычно раскрашены и по большей части выполнялись в
плоскостной манере, как горельефы.
Скульптурные детали помещались на многих предметах, в т.ч. и на оружии.
В целом развитие скульптуры шло в направлении придания изображению более
округлых форм, горельеф вытеснял барельеф, лица становились более
индивидуализированными. Реалистические тенденции определились и в этой области
искусства.
ЖИВОПИСЬ
Церковь прекрасно понимала огромную силу воздействия искусства на
народные массы и, как и в других областях культуры, всеми силами старалась
обеспечить сохранение контроля над живописью, проповедовала глубоко
консервативные идеи с целью полного подчинения ее строго религиозной догматике.
Церковь особенно гневно преследовала распространение в селах и городах
произведений народных мастеров-иконописцев, которые далеко отходили от
установленных канонов. Среди этих мастеров было немало живописцев, наделенных
большим талантом.
Реалистические тенденции в живописи XVII в. развивались еще очень
медленно. Большое место занимала унаследованная от XVI в. традиция
отвлеченно-догматического и аллегорического изображения. Хорошо прорабатывались
детали, но обобщенного реалистического изображения художники XVII в. еще не
могли дать. Росписи и иконы были перегружены мелкими сценами и предметами,
вокруг главных изображений нанизывалась масса клейм со всеми подробностями
жития. Помимо этого делались еще пояснительные надписи. Внутренний мир
человека, как правило, не умели раскрыть, главное внимание уделялось
изображению внешних поступков и действий. Эмоциональность отступала перед
описанием.
Высшая ступень развития живописного искусства в XVII веке связана с деятельностью
выдающегося художника Симена Ушакова (1626-1686). Его знаменитые произведения
"Спас нерукотворный", в котором художник изобразил классически
правильное лицо, а также большая икона "Насаждение древа государства
Российского". В 1671 г. С.Ушаков создал икону на традиционный сюжет
"Троицы".
Примечательным явлением в живописи, отразившим возросший, как и в
литературе того времени, интерес к человеческой личности, было распространение
портретных изображений. Это оказалось не только в направлении творчества
С.Ушакова. Многие представители знати стали заказывать свои портреты за
границей, но и в самой России тоже появились попытки создания портретов.
Таким образом, русская живопись XVII в. вступила в переломную эпоху, все
более выявляя новые тенденции, ведшие ее по пути становления реалистического
начала и освобождения от церковно-иконаических традиций.
МУЗЫКА И ТЕАТР
К XVII в. русская музыкальная культура имела устойчивые многовековые
традиции. Как и другие области народного творчества, она была безымянна.
Существовали местные певческие школы со своими особенностями
"распевов". Но повсюду господствовало хоровое многоголосье, столь
характерное для русской народной музыки. Народные песни были богаты и жанровым
разнообразием, и мелодичностью, и глубокой выразительностью, с огромной силой,
передающей самые различные психологические состояния человека. Особенности
народного хорового творчества были восприняты в немалой степени и церковной
музыкой.
Большой популярностью, как и в предыдущее время, пользовался народный
театр. По всей России бродили скоморохи. Народ любил традиционный театр
Петрушки с его веселыми и меткими выступлениями.
Новым явлением было возникновение первого придворного театра.
Инициатором его создания был широко образованный по тому времени боярин
А.С.Матвеев. Театр был организован для того, чтобы по-новому отпраздновать
рождение царевича Петра в 1672 году. Труппа театра (60 человек) была
первоначально набрана из жителей Немецкой слободы, где под руководством пастора
И.Г.Грегори ставились иноземцами любительские спектакли.
После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году под влиянием патриарха
Иоакима, враждебно относившегося ко всему иноземному, театр прекратил
существование.
Оторванный от народного искусства и предназначенный для узкого круга
феодальной знати, театр пастора Грегори не оставил серьезных следов в истории
русской театральной культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Определяя основное содержание и направление историко-культурного процесса
средневековой России, можно с полным основанием говорить, что эта культура
уходила своими корнями в народное творчество и имела в нем главную питательную
среду своего развития. В условиях феодального общества, крепостничества Россия
обнаружила замечательные богатства творческих сил народа в культуре.
Культура народа проникнута светлым чувством оптимизма, она
жизнеутверждающая по своему духу. Беспредельная самоотверженная любовь к родной
земле, красота трудового и ратного подвига, высокое нравственное благородство,
твердая вера в победу добра над злом, справедливости над неправдой и обманом и
вместе с тем глубокая поэтичность, неистощимый юмор, меткое выделение типичных
жизненных явлений, здравость и точность их оценок - все это характерно для
произведений народного творчества феодальной эпохи. В той или иной степени, в
разных формах эти замечательные качества народного творчества пробивали дорогу
не только в литературе, но зодчестве, живописи.
Развитие русской культуры XVII века отразило свойственные этому времени
особенности и противоречия. Они были обусловлены, в конечном счете,
социально-политическими и экономическими процессами, проходившими на Руси.
Феодальный способ производства с присущими ему консерватизмом в развитии
производительных сил, господством замкнутого натурального хозяйства, слабо
развитым обменом, традициями к сохранению политической системы феодальной
раздробленности, замедлял также развитие культуры, формирование местных
традиций и особенностей.
Несомненно, что на развитие русской культуры громадное влияние оказало
господство религиозного мировоззрения. Церковь сыграла определенную роль и в
распространении грамотности, и в развитии зодчества и живописи. Но в то же
время церковь ревниво оберегала свои догматы и враждебно относилась к новым
явлениям в культуре, являясь тормозом в развитии наук, технических знаний,
литературы, искусства.
И, тем не менее, русская культура развивалась не изолированно от мировой
культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад в ее развитие.
Культурные достижения семнадцатого века вошли в круг непреходящих художественных
ценностей нашей страны, они - части нашего национального богатства, славы и
величия нашего народа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авт. кол. М.Ю. Брандт, М.М.
Горинов "Россия и мир", ч. I; изд. "Владос", г. М, 1994 г.
2. А.В. Муравьев, А.М. Сахаров
"Очерки истории русской культуры"
3. В.О. Ключевский "Русская
история" в 3-х томах; изд. "Мысль", г. М, 1993 г.
4. С.Ф. Платонов "Учебник
русской истории", изд. "Наука", г. СП, 1994 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий