пятница, 24 января 2014 г.

Регулирование рынка труда в Российской Федерации

Регулирование рынка труда в Российской Федерации 

Оглавление

Введение. 3
Механизм регулирования рынка труда в РФ.. 4
Регулирование рынка труда в субъектах РФ.. 8
Развитие рынка труда в 2013 году, основные тенденции. 14
Заключение. 19
Список литературы

В связи с переездом на другой домен вся информация перенесена на сайт: тестответ.рф

Введение

Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. В широком смысле рынок труда - система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда.
На рынке труда сталкиваются интересы наемных работников и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации (юридические лица) и физические лица. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица - в целом явление негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.
Актуальность темы заключается в том, что субъекты российского рынка труда еще только накапливают опыт функционирования в современных экономических условиях. Функционирование рынка труда сопряжено со множеством сложностей, столкновений интересов различных социальных групп. Объектом исследования является рынок труда в России. Предметом - регулирование рынка труда в России.
Цель данной работы – рассмотреть механизм регулирования рынка труда в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1.     Определение методов и инструментов государственного регулирования на рынке труда;
2.     Рассмотрение роли государства в регулировании рынка труда в субъектах Российской Федерации;
3.     Выявление основных тенденций развития на рынке труда.

Механизм регулирования рынка труда в РФ

         Регулирование рынка труда рассматривается как система мер и инструментов, используемых органами государственной власти и местного самоуправления для достижения состояния полной занятости. Государственное регулирование проблем занятости и безработицы в Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социального развития России, а также его органы на местах — центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство разрабатывает и реализует общую государственную политику в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров. Все методы и инструменты государственного регулирования рынка труда можно разделить на следующие группы:
·     административные  методы  базируются  на  силе  государственной  власти  и  содержат  меры  запрета,  разрешения  или  принуждения. К  ним  относится:  регулирование  демографических  и  миграционных  процессов;  лицензирование  деятельности  предприятий  и  организаций;  создание  рабочих  мест.  Административные  методы  являются  неотъемлемой  частью  хозяйственной  деятельности.
·     организационные  методы  применяются  государством  с  целью  создания  социально-экономических  условий  для  всех  участников  рынка  труда.  К  основным  инструментам  данной  группы  можно  отнести:  составление  территориальных  схем  развития,  прогнозирование  рынка  труда,  организация  работы  служб  занятости  населения;  профориентационная  работа  и  т.  д.  Разработка  и  реализация  этих  инструментов  возлагается  на  органы  государственной  власти  каждого  субъекта  РФ.
·     экономические  методы, в  свою  очередь,  должны  создать  экономические  стимулы  у  участников  рынка  труда,  и  таким  образом,  скорректировать  их  поведение  для  достижения  эффективной  занятости.  Государство,  используя  такие  инструменты,  как:  налогообложение  фонда  оплаты  труда;  предоставление  налоговых  льгот  предприятиям,  создающим  и  сохраняющим  рабочие  места;  правительственные  расходы  на  финансирование  мероприятий  в  области  содействия  занятости;  государственные  инвестиции;  государственные  заказы  предприятиям;  субсидирование  занятости,  поощрение  самозанятости;  дотации,  субвенции  и  субсидии  субъектам  Федерации  и  т.  д.,  оказывает  непосредственное  влияние  на  вектор  развития  рынка  труда.  Эти  инструменты  носят  как  прямой,  так  и  косвенный  характер.  Воздействуя  на  рынок  труда,  они  оказывают  влияние  и  на  другие  рынки  (товарные,  финансовые,  рынки  недвижимости  и  т.  д.).  Например,  финансируя  предприятия  различных  видов  экономической  деятельности  на  увеличение  производственных  мощностей,  автоматизацию  и  механизацию  производственного  процесса,  внедрение  новых  производственных  технологий,  природоохранительные  мероприятия  и  т.  п.,  государство  стимулирует  создание  рабочих  мест  в  самом  хозяйственном  секторе.  Таким  образом,  через  систему  государственного  потребления  и  государственных  закупок  увеличивает  спрос  на  труд,  особенно  в  тех  видах  экономической  деятельности,  которые  получают  государственные  заказы.  Государство  может  увеличивать  занятость  трудовых  ресурсов  в  экономике  страны  с  помощью  инструментов  денежно-кредитной  и  фискальной  политики,  влияет  на  повышение  деловой  активности  в  обществе.
·        значительную  роль  в  государственном  механизме  регулирования  рынка  труда  выполняют  законодательные  методы.  Государственная  политика  всегда  традиционно  опирается  на  законодательство  и  имеет  нормативно-правовое  исполнение,  так  как  для  эффективного  функционирования  рынка,  конечно  же,  необходимы  законодательные  акты,  нормы,  правила,  которые  бы  регулировали  взаимоотношения  между  субъектами  рынка  труда,  четко  устанавливали  их  права,  формировали  равные  возможности  для  реализации  своих  способностей  к  труду  участников  рыночных  отношений. Законодательство  о  рынке  труда  и  занятости  Российской  Федерации  представляет  совокупность  нормативных  актов.  Оно  основывается,  прежде  всего,  на  Конституции  Российской  Федерации,  федеральных  законах,  иных  нормативных  и  правовых  актах  Российской  Федерации  и  субъектов  Российской  Федерации.  С  помощью  основных  инструментов  законодательства  устанавливаются  правовые,  экономические,  административные,  организационные  и  социальные  основы  государственной  политики  содействия  занятости  населения,  в  том  числе  гарантии  государства  по  реализации  конституционных  прав  граждан  Российской  Федерации  на  труд  и  социальную  защиту  от  безработицы.  Указом  Президента  РФ  «О  Комплексной  программе  мер  по  созданию  и  сохранению  рабочих  мест»,  Постановлением  Правительства  РФ  «О  Федеральной  целевой  программе  содействия  занятости  населения  Российской  Федерации»,  другими  нормативными  актами  так  же  осуществляется  правовое  регулирование  на  рынке  труда.  Регулирование  трудовых  отношений,  непосредственно  связанных  с  ними  отношений  в  соответствии  с  Конституцией  Российской  Федерации,  федеральными  конституционными  законами  осуществляется  нормативными  правовыми  актами  федеральных  органов  исполнительной  власти;  уставами,  законами  и  иными  нормативными  правовыми  актами  субъектов  Российской  Федерации;  актами  органов  местного  самоуправления  и  локальными  нормативными  актами,  содержащими  нормы  трудового  права.  Законы  и  иные  нормативные  правовые  акты  субъектов  Российской  Федерации,  содержащие  нормы  трудового  права,  не  должны  противоречить  настоящему  Кодексу,  иным  федеральным  законам,  указам  Президента  Российской  Федерации,  постановлениям  Правительства  Российской  Федерации  и  нормативным  правовым  актам  федеральных  органов  исполнительной  власти. Эффективное  функционирование  рынка  труда  невозможно  без  создания  соответствующих  экономических  условий,  проведения  активной  политики  занятости,  разработки  и  осуществления  действенных  федеральных  и  региональных  программ  содействия  занятости  населения,  программ  подготовки  и  переподготовки  высвобождаемых  работников  и  многое  др.  Существуют  нормативные  акты,  принятые  Федеральной  службой  занятости,  находящейся  в  системе  Минтруда  России,  в  том  числе  акты,  разъясняющие  применение  Закона  о  занятости.  Положение  о  Федеральной  службе  занятости  обязывает  данные  органы  действовать  на  основе  этого  Положения. В  российском  законодательстве  о  занятости  населения  находятся  и  международно-правовые  акты  по  данной  проблеме,  утвержденные  Россией.  В  конвенциях  и  рекомендациях  МОТ  уделяется  внимание  вопросам  занятости.  Так,  Конвенция  МОТ  №  122  (1964  г.)  «О  политике  в  области  занятости»;  Конвенция  и  Рекомендация  Международной  Организацией  Труда  (1948  г.)  «О  службе  занятости»  используются  российским  законодательством  в  Законе  РФ  «О  занятости  населения  в  Российской  Федерации»  при  формулировке  политики  государства  в  области  занятости  и  других  его  положений. Таким  образом,  нормативно-правовое  регулирование  рынка  труда  как  в  стране  в  целом,  так  и  субъектов  Российской  Федерации  является  социально  и  экономически  значимым.  Четкая  регламентация  правил  поведения  на  рынке  труда  является  важным  условием  для  эффективного  функционирования  данного  рынка,  но  не  достаточным  для  достижения  состояния  эффективной  занятости,  особенно  на  региональном  уровне.  Причина  состоит  в  том,  что  развитие  одной  нормативно-правовой  базы  в  субъекте  Федерации  недостаточно  для  решения  проблем  в  сфере  занятости  населения,  требуется  учитывать  сложившуюся  ситуацию  в  сфере  занятости  с  учетом  условий  и  факторов  развития  региона  в  сочетании  с  другими  компонентами  регионального  развития.  В  субъектах  Российской  Федерации  необходимо  разрабатывать  схемы  (маршрутные  карты)  территориального  развития,  и  программы  комплексного  социально-экономического  развития  экономических  территорий,  в  которых  должны  решаться  проблемы  размещения  производственных  объектов,  коммунальной  инфраструктуры,  экономики  и  социальной  сферы,  использования  ресурсов  различного  назначения.  Законодательное  регулирование  региональных  рынков  труда  должно  лишь  дополнять  данные  схемы  и  программы  регионального  развития.  Выбор  метода  и  инструмента  государственного  механизма  для  практического  использования  и  решения  конкретных  задач  обусловлен  ситуацией,  сложившейся  в  тот  или  иной  период  на  рынке  труда.  Законодательная  база  и  экономические  программы  формируют  базу  для  современного  действия  другого  механизма  —  рыночного.
·     информационный  метод является  самостоятельным  элементом  государственного  механизма,  так  как  применительно  к  рынку  труда  информационное  сообщение  —  это  необходимый  инструмент  процесса  организации  работы  любого  института  (субъекта).  В  отличие  от  других  методов  рассматриваемого  механизма  регулирования  рынка  труда,  данный  метод  имеет  цель  —  оказание  воздействия  на  поведение  субъектов  данного  рынка  путем  их  информирования  о  конъюнктуре,  соотношении  спроса  и  предложения,  деловой  активности  предприятий,  рыночной  цене  труда;  наличие  необходимой  информации  о  наличии  вакансий  и  резервной  рабочей  силы;  освещение  принятых  нормативно-правовых  актов  и  других  сведений,  касающихся  рынка  труда,  федеральных  и  региональных  органов  государственной  власти.  То  есть,  данный  механизм  позволяет  информировать  все  институциональные  единицы  о  положении  на  рынке  труда  в  Российской  Федерации  или  ее  субъектах,  правах  и  гарантиях  в  области  занятости  населения  и  защиты  от  безработицы,  обмениваться  информацией  с  другими  участниками  рынка  труда  и  средств  массовой  информации.

Регулирование рынка труда в субъектах РФ

Традиционно регулирование рынка труда в Российской Федерации осуществляется в виде принятия нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы занятости, то есть преимущественно административными методами. Как справедливо было отмечено Л.И. Алонкиной, «в России регулирование рынка труда до сих пор не получило адекватного современному уровню социально-экономического развития отражения в правительственных документах и федеральных законах. Существующая нормативно-правовая база пока не образует целостной системы…»[1].  В одних регионах сильно развито законодательство в сфере труда и занятости, в других – почти отсутствует.
Степень присутствия государства на рынке труда существенным образом зависит от действия ряда экономических факторов (сложившегося уровня оплаты труда, структуры экономики региона, развития предпринимательства), социально-демографических факторов (развития социальной инфраструктуры, численности постоянного населения, половозрастной структуры населения, естественного и миграционного движения населения, уровня урбанизации экономики региона), политических факторов (представления региональных властей о границах государственного присутствия в экономике) и национальных особенностей организации хозяйственной жизни конкретного региона.
Все субъекты РФ могут быть разделены на несколько групп в зависимости от степени участия государства в регулировании регионального рынка труда:
·        регионы с сильным государственным вмешательством,
·        регионы с умеренным государственным вмешательством,
·        регионы со слабым государственным вмешательством.
Для проведения классификации регионов по степени государственного регулирования рынка труда был проведен контент-анализ принятых нормативно-правовых актов в субъектах Российской Федерации по итогам 2009 г. по следующим составляющим:
·        наличие региональных законов о занятости;
·        наличие действующих долгосрочных и/или среднесрочных целевых программ содействия занятости населения;
·        наличие законов и/или действующих программ содействия занятости для отдельных социально-демографических групп (инвалидов, молодежи, бывших военнослужащих, лиц, освобожденных из мест лишения свободы);
·        наличие законов, программ и/или административных регламентов по содействию самозанятости безработных граждан;
·        наличие целевых программ по реализации дополнительных мероприятий для снижения напряженности на рынке труда в условиях мирового финансового кризиса.
Исследование показало, что только в 10 субъектах РФ приняты собственные законы о занятости населения, как правило, это республики, отражающие в законах некоторые национальные особенности развития и регулирования регионального рынка труда (Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Чеченская Республика, Татарстан, Хакасия, Башкортостан и Тыва), а также города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург. В Москве, Республике Тыва и Чеченской Республике законы о занятости были приняты в 2008-2009 гг. Остальные же региональные законы о занятости носят устаревший характер, последние поправки во многие из них вносились в 2006-2007 гг., а, например, в закон о занятости Республики Хакасия и Кабардино-Балкарской Республики в 2001 и 2002 гг. соответственно.
Больше половины регионов России (50 субъектов) приняли долгосрочные или среднесрочные целевые программы содействия занятости населения, в которых определены цели, задачи и направления политики занятости на соответствующий период. Однако 33 субъекта Федерации по состоянию на 2009 г. не имели подобных программ.
Следует отметить, что в условиях мирового кризиса многие субъекты Российской Федерации разработали и приняли специальные целевые программы по снижению напряженности на региональных рынках труда. Подобные программы по состоянию на 2009 г. отсутствовали только в Белгородской и Орловской областях, г. Санкт-Петербурге, Республике Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Мордовия, Ставропольском крае. Однако почти во всех этих регионах приняты долгосрочные целевые программы в сфере содействия занятости на период 2009-2011 гг., в которых и нашли отражения мероприятия по смягчению последствий финансового кризиса на рынок труда.
Если анализировать нормативно-правовую базу регулирования регионального рынка труда в разрезе федеральных округов, то наиболее «урегулированным» является рынок труда Южного и Уральского федерального округа. Почти во всех субъектах Федерации, входящих в состав данных федеральных округов, приняты долгосрочные целевые программы занятости населения, действуют нормативные акты о занятости для отдельных социально-демографических групп и разработаны программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в условиях мирового финансового кризиса (табл. 1).
Контент-анализ нормативно-правовой базы субъектов Российской Федерации также показал, что нет ни одного региона, в котором сфера трудовых отношения вообще не подвергалась бы регулированию органами государственной власти.
Сравнительная оценка субъектов Российской Федерации по степени государственного регулирования рынка труда проводилась на основе экспертно установленных баллов по выделенным ранее составляющим нормативно-правовой базы:
·        наличие региональных законов о занятости – 2 балла;
·        наличие действующих долгосрочных и/или среднесрочных целевых программ содействия занятости населения – 2 балла;
·        наличие законов и/или действующих программ содействия занятости для отдельных социально-демографических групп – 1 балл;
·        наличие законов, программ и/или административных регламентов по содействию самозанятости безработных граждан – 1 балл;
·        наличие целевых программ по реализации дополнительных мероприятий для снижения напряженности на рынке труда в условиях мирового финансового кризиса – 1 балл.
Итоговая оценка степени участия государства в регулировании регионального рынка труда определялась по общей сумме набранных баллов по всем указанным составляющим для каждого субъекта Федерации. Далее регионы были разделены на несколько групп в зависимости от количества баллов. Регионы, которые набрали 1-2 балла по общей сумме, были отнесены к регионам со слабым государственным вмешательством в функционирование рынка труда. Регионы, набравшие от 3 до 5 баллов включительно – к субъектам Федерации с умеренным государственным регулированием рынка труда. Если регион набрал 6 или 7 баллов (максимальное количество баллов), то он был отнесен к группе регионов с сильным государственным вмешательством в функционирование рынка труда (табл. 2).
Таблица 1
Наличие нормативно-правовой базы регулирования региональных рынков труда в федеральных округах.
Федеральный округ
Всего субъектов РФ в составе федерального округа
Из них имеют следующие нормативно-правовые акты:
Закон субъекта Федерации о занятости населения
Действующие долгосрочные и/или среднесрочные целевые программы занятости
Программы и/или законы о занятости для отдельных социально-демографических групп населения
Целевые программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в условиях мирового кризиса
Законы и/или административные регламенты, регулирующие вопросы самозанятости безработных
Центральный
18
1
9
17
16
8
Северо-Западный
11
1
7
11
10
6
Южный*
13
3
10
11
10
5
Приволжский
14
2
8
12
13
8
Уральский
6
0
4
6
6
4
Сибирский
12
2
7
9
12
7
Дальневосточный
9
1
5
6
9
4
*Северо-Кавказский федеральный округ на момент проведения исследования входил в состав Южного федерального округа, и был выведен из него Указом Президента Российской Федерации от 19 января 2010 года.
Таблица 2
Классификация субъектов РФ по степени государственного вмешательства в функционирование регионального рынка
Степень государственного вмешательства
Регионы
Слабая
Ивановская обл., Курская обл., Липецкая обл., Московская обл., Республика Коми, Псковская обл., Ставропольский край, Республика Мордовия, Удмуртская Республика, Кировская обл., Ульяновская обл.., Республика Бурятия, Магаданская обл., Белгородская обл., Брянская обл., Калужская обл., Пермский край, Забайкальский край, Чукотский АО
Умеренная
Владимирская обл., Воронежская обл., Рязанская обл., Тамбовская обл., Тульская обл., Республика Карелия, Архангельская обл., Ненецкий АО, Вологодская обл., г. Санкт-Петербург, Краснодарский край, Волгоградская обл., Ростовская обл., Республика Марий Эл, Нижегородская обл., Оренбургская обл., Саратовская обл., Свердловская обл., Тюменская обл., Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская обл., Томская обл., Сахалинская обл., Костромская обл., Ярославская обл., Калининградская обл., Новгородская обл., Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Республика Северная Осетия-Алания, Астраханская обл., Чувашская Республика, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Красноярский край, Омская обл., Приморский край, Орловская обл., Смоленская обл., Тверская обл., Ленинградская обл., Мурманская обл., Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Пензенская обл., Самарская обл., Курганская обл., Челябинская обл., Республика Тыва, Иркутская обл., Новосибирская обл., Хабаровский край, Амурская обл., Камчатская обл., Еврейская автономная обл.
Сильная
г. Москва, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Республика Хакасия, Республика Дагестан

Развитие рынка труда в 2013 году, основные тенденции

Безработные в 2013 году могут попасть под большую конкуренцию на рынке труда, т.к. работодатели пересматривают свои требования при найме на работу, в основном они увеличиваются, и соответственно при выборе кандидатов будет происходить большой отсев желающих. Сейчас официально безработных граждан в России около 4,0 млн. человек (5,4%). Но, к сожалению, эксперты утверждают, что безработица будет продолжать расти.
Следует отметить, что уровень безработицы существенно снизился за последние несколько лет (рис. 1).
Рис. 1. Уровень безработицы в %


Компании нашей страны вряд ли будут увеличивать рабочие места, в этом плане все сохранится на прежнем уровне. Работодатели пока не стремятся расширять сферу производства, из–за ожидающейся второй волны мирового кризиса, поэтому глобальных планов на будущее не ставят.
Также сейчас внесен на рассмотрение и утверждение законопроект, запрещающий указывать работодателям в объявлениях о приеме на работу желаемый возраст будущего работника. Но и здесь конечно будет проблема, как же будут работодатели принимать сотрудников, где нужны именно молодые кадры, например прием в полицию, или в армию по контракту, ведь туда действительно люди пенсионного возраста не подходят. Разрабатываются различные программы для пенсионеров. В основном эта работа будет проводиться в центрах занятости за счет средств регионального бюджета.
Не забывает наше государство и людей инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья. Будут пересмотрены условия найма их на работу, чтобы большая категория таких людей трудилась.
В середине октября 2012 премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому максимальный размер пособия по безработице в 2013 году останется на уровне 4,9 тысячи рублей. Минимальная выплата безработным при этом по-прежнему будет составлять 850 рублей. В 2013 году пересмотрят пособие по безработице. Оно должно вырасти, как обещают. С 1 января увеличен минимальный размер оплаты труда и составляет 5,2 тыс. руб. Но в реальности это минимум значительно выше, например, в северных районах страны в среднем на 2 тыс. руб. где все продукты и необходимые предметы для проживания завозятся только самолетами.
Наше правительство обещает в течение года увеличить минимальный размер оплаты труда и довести его до величины прожиточного минимума (7633 руб.). Но будут пересмотрены некоторые отрасли нашей страны относительно зарплаты, а именно будут проанализированы зарплаты тех учреждений и предприятий, где зарплата начальника в разы превышает зарплату его персонала, рекомендуемое соотношение в данном случае сочли 1:8.
Это коснется в основном культуру, образование, науку, финансы. Но, экономисты, тем не менее, обещают незначительный рост зарплаты специалистам, занятым в IT сфере.
Необходимо отметить два устойчивых тренда последнего времени, свойственного и России, как неотъемлемой части мирового сообщества:
1.     Постепенное выравнивание уровней зарплат «белых» и «синих воротничков».
2.     Фрагментарные деформации российского рынка труда, формирующие «золотые» специальности, не сопоставимые по уровню оплаты труда с представителями других профессий со схожей нагрузкой.
Выравнивание уровней оплаты труда специалистов офисных и рабочих специальностей необходимо рассматривать как показатель зрелости российского рынка труда. Ко второй половине 2000-х годов недостаток качественных «синих воротничков» стал проблемой государственного масштаба. Рынок труда отреагировал на нее по-своему: в соответствии с законом спроса и предложения предлагаемая заработная плата работникам рабочих специальностей стала расти. По абсолютным показателям, как указано, она вплотную приблизилась к ряду «беловоротничковых» профессий, а по темпам роста и вовсе обгоняет их.
Как следствие, можно прогнозировать, что при отсутствии серьезных экономических катаклизмов, которые могли бы вновь нарушить поступательное развитие рынка труда, в ближайшее время количество благополучных отраслей и специальностей, в которых возможно поступательно развиваться, увеличится.
В свою очередь рынок труда, предлагающий большое количество вариантов развития карьеры, - необходимый атрибут развитой рыночной экономики.
С другой стороны, необходимо отметить, что российский рынок труда все еще сохраняет некоторое количество деформаций, которые очевидно выбиваются из общей динамики. Так, например, наибольшие зарплаты предполагают нефтегазовая, рекламная и авиационная отрасли.
Высокие зарплаты в рекламной сфере держатся, по оценкам участников рынка, не в последнюю очередь за счет высоких бюджетов основных заказчиков – крупнейших российских и международных корпораций, выделяемых на продвижение продукции. При этом, среди клиентов рекламных компаний бытует мнение о серьезном перегреве рынка: самые критичные оценки сводятся к тому, что «маркетологи привыкли получать по 150 тыс. в месяц и ничего не делать».
Однако наиболее уникальным можно считать состояние дел в авиационной отрасли. Очевидно, ситуация с оплатой труда здесь вызывает меньший интерес – как общественности, так и прессы, теряясь на фоне «богатой нефтегазовой промышленности».
Тем не менее, доступные сведения позволяют утверждать, что именно сотрудники летного состава гражданских самолетов, возможно, являются наиболее дорогими специалистами на рынке по соотношению «цена/трудозатраты». С одной стороны, официальных сведений об уровне заработных плат пилотов немного. Однако все открытые публикации, посвященные данному вопросу, оценивают ежемесячный доход пилотов гражданского самолета в 300 – 500 тыс. рублей.
Это не только ставит их в список самых высокооплачиваемых профессий в России, но и выделяет среди зарубежных коллег, получающих аналогичные или меньшие (с учетом менее лояльного по отношению к населению налогообложения) суммы.
На открытый рынок вакансии подобного рода практически не поступают (вследствие чего ситуация в отрасли и остается вне пределов внимания общественности). Как отмечают отраслевые специалисты, это связано с тем, что профильные ВУЗы не справляются с подготовкой необходимого гражданской авиации количества пилотов, а замещение должностей силами иностранной рабочей силы запрещено российским законодательством. Надо сказать, что пилоты этим часто пользуются, требуя повысить себе заработную плату.
Отметим, что, в связи с дефицитностью специальности, авиакомпании чаще всего работают непосредственно с ВУЗами, забирая новых специалистов одновременно с получением диплома.
О некоторой «перегретости» рынка авиационных перевозок говорят и доступные данные о зарплатных предложениях бортпроводникам и бортпроводницам.
По данным порталов HeadHunter и SuperJob, компании S7, «ТрансАэро» и «Аэрофлот» предлагают представителям данной профессии от 50 до 70 («Аэрофлот» - 80-ти) тыс. руб. в месяц.
Таким образом, очертания рынка труда в РФ все больше принимают контуры, свойственные странам Западной Европы и США. Отдельные предложения уже сопоставимы или превышают западные аналоги (подчас, значительно), в то время как другие специальности до сих пор сохраняют значительный потенциал роста.
Такие тенденции не только способствуют снижению социального неравенства (и, как следствие, напряженности) в РФ, но и обеспечивают более равномерное распределение абитуриентов по техникумам и ВУЗам.




Заключение

Главные, социально значимые цели регулирования рынка труда - это снижение уровня безработицы, поддержание оптимального соотношения между спросом и предложением рабочей силы (а значит, и косвенное установление ее цены). Для достижения всех этих целей требуется создание эффективно работающей инфраструктуры рынка труда.
Исходя из того, что конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально-экономических интересов экономически активного населения, включая социальную защиту и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами, а во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п., можно утверждать, что основными элементами эффективно работающей инфраструктуры рынка труда на государственном уровне является: определение минимально необходимых норм и нормативов функционирования рынка труда, его общих границ. Необходимость регулирования рынка труда на современном этапе тесно связана и особенно актуализируется в связи с негативными тенденциями на этом рынке, в частности с возрастающими динамикой и издержками безработицы. В этой связи особую роль играет составление региональных программ занятости, на основе которых возможно прогнозирование ситуации и выработка системы мероприятий, смягчающих негативные последствия ее неблагоприятного развития. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ - соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости.
         В ходе работы мне удалось выполнить поставленные цели и задачи, можно сделать следующие выводы:
- в РФ используются 5 методов регулирования рынка труда: административные, экономические, организационные, законодательные и информационные;
- в одних регионах сильно развито законодательство в сфере труда и занятости, в других – почти отсутствует;
- очертания рынка труда в РФ все больше принимают контуры, свойственные странам Западной Европы и США
Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены, прежде всего, на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.



ой безопасности России. Автореф. дисс… д.э.н. – М., 2008, - С.4.

6.     Ефимова Е. А. Регулирование рынка труда в субъектах Российской // Проблемы современной экономики. 2010.  №4. 
7.     Панин А. Рынок труда РФ в 2013 году // Центр политической информации. 2013




[1] Алонкина Л.И. Государственное регулирование рынка труда в контексте обеспечения экономической безопасности России. Автореф. дисс… д.э.н. – М., 2008, - С.4.

Комментариев нет:

Отправить комментарий