Содержание.
Содержание.
Введение.
1. Общая теория инфляции
2. Борьба с инфляцией.
3. Особенности российской инфляции.
Заключение.
Список литературы.
В связи с переездом на другой домен вся информация перенесена на сайт: тестответ.рф
В связи с переездом на другой домен вся информация перенесена на сайт: тестответ.рф
Введение.
Актуальность данной темы
неоднократно подтверждалась в истории, в процессе экономического развития
многих стран. Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил
значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в
практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в
теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение
указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не
уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих
факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.
Целью работы является попытка показать, что проблемы в
экономике многих развитых стран, заставившие пересмотреть отношение к проблеме
инфляции, дают о себе знать и в нашей стране. Огромный опыт и проделанная
работа в этой области не могут не оказать неоценимую услугу и в наших реалиях.
Мы можем и, несомненно, должны используя этот ценный ресурс, разработать
приемлемую для наших условий антиинфляционную политику в соответствии с
уникальным менталитетом и экономическими условиями, и осознать, что такая
необходимость уже давно назрела.
Основную задачу работы можно определить как выявление
наиболее эффективной антиинфляционной политики, с помощью анализа современных
тенденций в динамике инфляции России.
Объектом исследования являются инфляционные процессы, а также
условия их протекания в современном мире.
1.
Общая теория инфляции
1.1.
Понятие инфляции, причины возникновения.
Современной инфляции
присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный
характер, то сейчас - повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала
больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас -
хронический, современная инфляция находится под воздействием не только денежных,
но и неденежных факторов. Денежные факторы вызывают превышение денежного спроса
над товарными предложением, в результате чего происходит нарушение требований
закона денежного обращения. Неденежные факторы ведут к первоначальному росту
издержек и цен товаров, поддерживаемому последующим подтягиванием денежной
массы к их возросшему уровню. Обе группы факторов переплетаются и
взаимодействуют друг с другом, вызывая рост цен на товары и услуги, или
инфляцию.
Одно из самых уязвимых
мест инфляции – неравномерность подъема цен: одни подскакивают, другие
поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. Наглядный
показатель наличия или отсутствия инфляции, ее глубины - показатель индекса
цен.
Индексы - это
относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Они
рассчитываются по отношению к базовому периоду, для которого устанавливается
уровень цен равный 100.
Используются два
наиболее распространенных метода расчета индекса цен. Первый (формула
Ласпейреса) берет за основу структуру и физический объем производства товаров и
услуг в базовом периоде и определяется как соотношение базового выпуска в
текущих и базовых ценах. Данный индекс демонстрирует, как изменились цены при
условии, что в анализируемом году сохранилась структура товаров и услуг
базисного года.
Второй метод (формула
Пааше) оценивает изменение цен на основе структуры товаров и услуг
анализируемого года, сопоставляя выпуск анализируемого года в текущих ценах с
его величиной в ценах базового периода.
Темп инфляции для
данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего
года из индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего
года, а затем умножить на 100.
Итак, инфляция
рассчитывается по следующей формуле
где P – темп инфляции,
Q c – индекс цен текущего года, Q p - индекс цен прошедшего года. Например,
если в 1994 г. индекс цен на потребительские товары был равен 113,6, а в 1995г.
- 118,3. Следовательно, уровень инфляции для 1995 г. вычисляется следующим
образом: темп инфляции = 118,3 - 113,6 /118,3 * 100 = 4,1 %.
Существует несколько
индексов цен:
- индекс
потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги населению. Он отражает
изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги,
приобретаемые населением для непроизводственного потребления;
- индекс стоимости
жизни – показатель, характеризующий динамику стоимости набора потребительских
товаров и услуг (в соответствии с фактической структурой потребительских
расходов населения);
- индекс цен
производителей – показатель, отражающий изменения оптовых цен производителей в
определенный период времени;
- индекс стоимости
строительства – показатель, отражающий изменение уровня цен на материалы,
детали, конструкции, приобретенные в базовых подрядных организациях;
- индекс экспортных
цен;
- дефлятор валового
национального продукта (ВНП) – средневзвешенный индекс или уровень цен на
товары и услуги, формирующие ВНП. Он используется для анализа динамики ВНП, а
также для характеристики темпа инфляции (он измеряет рост не только
потребительских, но и всех других цен).
В качестве косвенных
показателей уровня инфляции используются данные об отношении товарных запасов к
сумме денежных вкладов населения, а также данные о превышении доходов населения
над расходами в процентах к доходам также могут характеризовать уровень
инфляции.
Уровень инфляции
определяется по формуле:
где Р – средний уровень
цен в текущем году, Р-1 – средний уровень цен в предшествующем году.
Причем средний уровень цен измеряется вышеуказанными индексами цен.
Характеризуют инфляцию
и с использованием «правила величины 70», определяя количество лет, необходимых
для удвоения уровня цен. Для этого число 70 делят на ежегодный уровень
инфляции.
Для оценки масштабов
экспорта и импорта инфляции в открытой экономике применяется показатель условий
торговли.
Если этот показатель
больше 100%, страна экспортирует инфляцию, если меньше 100% - импортирует её.
Чаще всего инфляция
является следствием какой-то деятельности правительства, изменении политики
государства, и измеряется и характеризуется с помощью индексирования цен.
Теоретическая база понятия «инфляция» имеет в своем арсенале три
основных направления: кейнсианскую теорию инфляции; монетаристскую количественную концепцию;
теорию чрезвычайных издержек.
Кейнсианская теория инфляции, вызванная избыточным спросом, исходит из
анализа доходов и расходов хозяйствующих субъектов и влиянии их на увеличение
совокупного спроса, что приводит к росту производства и занятости. В то же время увеличение совокупного спроса
стимулирует рост инфляции. Монетаристская
теория денег в качестве причины инфляции видела количественное
переполнение каналов обращения бумажными
деньгами. Авторы теории чрезвычайных издержек (Дж. М. Кейнс, У. Торн, Р.
Куэн) были уверены, что инфляцию
вызывают лишь издержки, связанные с заработной платой – теория инфляционной
спирали «заработная плата-цены». Можно выделить важнейшие из действительно
инфляционных причин роста цен. Во-первых, отсутствие контроля со стороны
государства над денежной массой, выбрасываемой в обращение. Во-вторых, это
несбалансированность государственных
расходов, выражающихся в дефиците
госбюджета. Если этот дефицит
восполняется путем печатания новой денежной массы, что приводит к
росту массы денег в обращении. Особенно
инфляционно опасными являются бюджетные расходы, связанные с
милитаризацией экономики. Рост военных
расходов является одной из главных
причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного
долга во многих странах. В-третьих, общее повышение уровня цен в ХХ веке связано с изменением структуры рынка, который все в большей степени приобретает очертания рынка несовершенной
конкуренции. Современный рынок в
значительной степени является олигополистическим. Олигополист же обладает значительной властью над ценой.
В-четвертых, деятельность профсоюзов. Например, продолжительная инфляция, в конце
60-х годов, в 70-е годы заставила многие профсоюзы настаивать на том, чтобы в
трудовые договоры вносились поправки на рост стоимости жизни, автоматически
корректирующие доходы рабочих с учетом инфляции. В-пятых, нерациональная структура экономики,
выражающаяся в чрезмерном развитии одних отраслей в ущерб другим; это, в
частности, характерно для российской экономики.
Причины возникновения инфляции могут быть как внутренние, так и внешние. К внешним
причинам относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли,
отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов структурные мировые
кризисы (сырьевой, энергетический, экологический), сопровождающийся
многократным ростом цен на сырье, нефть. Инфляционный процесс в России,
например, усиливало падение цен на мировом рынке на топливо и цветные металлы,
составляющие важную статью российского экспорта, а также неблагоприятная
конъюнктура на зерновом рынке в условиях значительного импорта зерновых. Обмен банками
национальной валюты на иностранную вызывает потребность в дополнительной
эмиссии бумажных денег, что ведет к инфляции.
1.2.
Типы и виды инфляции.
Различают
два типа инфляции:
1. Скрытая (подавленная) инфляция
2. Открытая инфляция
В
условиях рыночной экономики, когда цены
и доходы свободно формируются в
основном под воздействием спроса и предложения, обесценение денег носит открытый характер. В случае же
определения цен централизованно-директивным путем имеет место подавленная (скрытая) инфляция.
Данные понятия были ведены в научный оборот шведским экономистом Б.А. Хансеном[1]. Скрытая инфляция имела
место при социалистической системе хозяйствования. Для нее был характерен тотальный административный контроль над ценами и доходами, который
заключался в их централизованном планировании. Это привело к почти полному
разрушению рыночного механизма, что в свою очередь «стимулировало» формирование
устойчивого дефицита потребительских товаров и факторов производства. В отличие
от скрытой инфляции открытая инфляция характеризуется общим повышением цен.
Выделяют следующие виды инфляции:
1.
По проявлению:
-
внутренняя инфляция;
-
внешняя.
Внутренняя инфляция - снижение
покупательной способности денег на внутреннем рынке. Внешняя - снижение
покупательной способности денег во внешнеэкономических операциях, т.е. снижение
обменного курса валюты.
2.
По причинам
возникновения:
-
инфляция, как следствие адаптационных ожиданий;
-
инфляция издержек;
-
инфляция спроса.
Адаптивные
инфляционные ожидания – один из первых механизмов открытой инфляции. Они
представляют собой психологический феномен, склонность, образ мыслей, определяющий поведение субъектов
хозяйственной жизни. Наиболее важный фактор в формировании инфляционных
ожиданий - темпы роста цен, усредненные на некотором промежутке времени,
предшествующему данному моменту. Если на этом промежутке наблюдаются высокие
темпы инфляции, то субъекты хозяйствования закладывают эти темпы в свои планы
на будущее: потребители увеличивают закупки тех товаров, цены на которые имеют
тенденцию к наибольшему росту, вследствие чего
нагнетается текущий спрос, провоцируется повторное подорожание товаров и
услуг; производители и торговцы
устанавливают все более высокие цены на свою продукцию, что приводит к
дальнейшему росту цен и усилению инфляционных ожиданий. Возникает самоподдерживающийся процесс
ускоренного роста цен под действием инфляционных ожиданий.
Причиной инфляции издержек является рост издержек
производства, который может быть обусловлен как внешними причинами (удорожание
критического импорта), так и внутренними (рост материальных затрат).
Покажем инфляцию издержек на графике:
Рис.1. Инфляция издержек
Увеличение издержек
производства приводит к смещению кривой предложения влево. Это отражает
увеличение издержек на единицу продукции, возрастают цены и сокращается объем
реального валового национального продукта.
Причиной инфляции
спроса является увеличение платежеспособности спроса на товары, по сравнению
с его прежней величиной. В самом общем
плане инфляция спроса означает нарушение
равновесия между совокупным спросом
и совокупным предложением со стороны спроса. Покажем инфляцию спроса на
графике:
Рис.2. Инфляция спроса
Сдвиг
кривой совокупного спроса вправо от AD1 К AD2 ведет к росту цен если экономика находится на
промежуточном или классическом отрезке кривой совокупного предложения. Такой
вид инфляции является наиболее изученным.
3. По
темпам нарастания:
-
умеренная (ползучая) инфляция;
-
галопирущая инфляция;
-
гиперинфляция.
"Для умеренной инфляции характерны
относительно невысокие темпы роста цен – 10% и немногим более в год.
Галопирующая инфляция в отличие от умеренной имеет более высокие темпы роста
цен – от 20 до 200% в год. Для гиперинфляции характерна огромная скорость роста
цен. Которая выражается в ежемесячном росте свыше 50%, а годовой рост
составляет четырехзначную цифру."[2]
Для промышленно
развитых стран характерной является ползучая инфляция, т.е. небольшое,
умеренное обесценение денег из года в год. В развивающихся странах преобладает
галопирующая и гиперинфляция. Причем, факторы, формы и социально-экономические
последствия инфляции, а также подходы к выработке и осуществлению
антиинфляционных мер в разных странах обусловливаются особенностями их
экономического развития.
Развивающиеся станы по
экономическим условиям и факторам инфляции можно классифицировать следующим
образом.
К первой группе
относятся развивающиеся страны Латинской Америки - Аргентина, Бразилия, где
отмечаются отсутствие экономического равновесия, хронический дефицит
государственного бюджета, использование во внутренней политике механизма
печатного станка и постоянно индексации всех фондов, а во внешнеэкономической
сфере - систематическое понижение курсов национальных валют. Для этих стран
характерна гиперинфляция, вызванная главным образом финансированием бюджетного
дефицита и связанной с ним избыточной эмиссией денег, в результате чего
происходит ежегодное обесценение денег в несколько тысяч процентов в год.
Ко второй группе
относятся Колумбия, Эквадор, Венесуэла, Бирма, Иран, Египет, Сирия, Чили. В них
также наблюдается отсутствие экономического равновесия, в финансовой политике
отчетливо прослеживается упор на дефицитное финансирование и кредитную
экспансию. Инфляция в этих странах держится в "галопирующих пределах"
(среднегодовой прирост цен - 20-40%); проводится индексация, которая нередко
носит частичный характер. Отмечается высокий уровень безработицы.
Страны третьей группы -
Индия, Индонезия, Пакистан, Нигерия, Филиппины, Таиланд - характеризуются
ограниченным экономическим равновесием и значительными поступлением иностранной
валюты от экспорта. Инфляция держится в пределах 5-20%, применяется частичная
индексация доходов. Велика безработица, в т.ч. и скрытая.
Страны четвертой группы
- Сингапур, Малайзия, Южная Корея, ОАЭ, Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн -
имеют достаточную степень экономичного равновесия. Инфляция здесь держится в
"ползучих формах" (1-5%), введен строгий контроль за ростом цен.
Экономика функционирует в условиях развитого рынка. Важную роль в качестве
антиинфляционного эффекта играют экспорт и приток иностранной валюты.
Безработица сохраняется на умеренном уровне.
К пятой группе
относятся бывшие социалистические страны, приравненные к развивающемуся миру
(Китай, Польша, Вьетнам и др.) Ситуация в этих странах, включая и положение с
инфляцией, органично связана с переходом от командно-административной системы к
рыночной экономике.
4.
По степени
сбалансированности их роста:
-
сбалансированная инфляция;
-
несбалансированная инфляция.
Сбалансированная
инфляция выражается, как правило, пропорциональным изменением цен на разные
товары. Несбалансированная инфляция определяет изменение цен разных товаров по
отношению друг к другу в разных пропорциях.
1.3.
Последствия инфляции.
Первое
последствие - перераспределение доходов и богатства. Понятно, что чем
неожиданнее, быстрее и несбалансированнее по отношению друг к другу растут
цены, тем лучше для одних и хуже для других. К примеру, если коллективный
договор уже заключен на 5 лет вперед и, причем, без должного учета возможности
резкого роста цен (а такое случается), то рабочие могут проиграть, если цены
вдруг резко, неожиданно и несбалансированно возрастут. Пострадает и
предприниматель, если, в свою очередь, цены именно на его товар вырастут меньше
по сравнению с ценами других, т. е. несбалансированно. Другой же
предприниматель выиграет при условии, что его цены выросли относительно быстрее
и т. д.
Второе
последствие инфляции - отставание цен государственных предприятий от рыночных
цен. В государственном (регулируемом) секторе рыночной экономики цены издержек
производства и товаров пересматриваются реже и дольше, чем в частном секторе. В
условиях инфляции каждое повышение своих цен госпредприятия вынуждены
обосновывать, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. Это
долго и неэффективно. В условиях ежемесячного резкого, неожиданного и
скачкообразного роста инфляции подобный механизм даже технически
трудноосуществим. В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного
секторов, государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на
рынок. Данный эффект особенно опасен.
Третье последствие
несбалансированной, пусть даже и ожидаемой инфляции сказывается через налоговую
систему. В такой ситуации прогрессивное налогообложение по мере роста инфляции
автоматически все чаще зачисляет различные социальные группы и виды бизнеса во
все более состоятельные или доходные, не разбирая: возрос ли доход реально или
только номинально. Это позволяет правительству собирать возрастающую сумму
налогов даже без принятия новых налоговых законов и ставок. Отношение бизнеса и
населения к правительству, естественно, ухудшается.
Естественно, что
промышленно развитые страны Запада проводят индексацию налоговых законов с
учетом темпа инфляции (в США, например, с 1985 г.). Подобная индексация, к
сожалению, малоэффективна, ибо в силу несбалансированного роста цен происходит
перераспределение богатства, усиливается отрыв номинального значения дохода от
реального, причем у различных групп бизнеса и населения по-разному, в разное
время и с различной скоростью. Единая индексация не может уловить подобных
нюансов, она оценивает все доходы преимущественно формально, по номиналу. Для
США, к примеру, полученный банкирами (1984 г.) 10-процентный доход на
авансированный капитал (процентная ставка) не есть реальный доход, а лишь плата
за инфляцию. Темп роста цен в 1984 г. был как раз около 10%. Налоговая система
этого не может гибко учесть.
Еще одно
последствие несбалансированной инфляции - население и корпорации стремятся материализовать
свои быстро обесценивающиеся денежные запасы. Фирмы разрабатывают планы по активизации использования денежных ресурсов. Отрицательное здесь
заключается в том, что стимулируется слабо продуманный, поспешный и чрезмерный
темп накопления материальных запасов впрок.
Очередное
последствие инфляции - нестабильность
и недостаточность экономической информации, мешающие составлению бизнес -
планов. Цены есть главный индикатор рыночной экономики. Ценовая
информация--главная для бизнеса. В ходе же инфляции цены постоянно меняются,
продавцы и покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены.
Падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические
стимулы, снижается активность бизнеса.
Яркую аналогию
проводит П. Самуэльсон: предположим, что ваш телефонный номер каждый год растет
(назовем это «инфляция телефонного номера»). Представьте, какие неудобства
причинил бы вам подобный рост номеров важнейших для вас телефонных абонентов, -
усиленный скачкообразным и непредсказуемым изменением номера телефона самой
справочной службы. Итак, непредсказуемыми скачками меняются нужные вам
телефоны, да к тому же еще меняется по неизвестным законам телефон справочной
службы АТС. Таким же образом, в силу отсутствия качественной информации о
ценах, усиливается дезориентация субъектов рыночного хозяйства, снижается
эффективность размещения экономических ресурсов. У предприятий возрастают
издержки, связанные с потребностью адаптироваться к постоянным изменениям,
заранее готовиться к множеству сценариев экономики завтрашнего дня.
Следующее
последствие инфляции - реальная денежная процентная ставка уменьшается на
величину ежегодного процента роста инфляции. Так, если в 1990 г. темп инфляции
в США был 4%, то обладатели денег в этом же году получили реальный доход на
валюту на эти же 4% ниже.
И в завершение
особо отметим, что воздействие инфляции на производство носит противоречивый
характер и зависит от ее размеров: умеренная инфляция вреда не приносит, более
того, ее сокращение связано с ростом безработицы и сокращением реального
национального продукта. Галопирующая инфляция пагубно сказывается на
производстве, финансах, кредите и денежном обращении.
2.1.
Антиинфляционная политика государства.
Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить
антиинфляционную политику.
Антиинфляционная политика - комплекс мер по государственному
регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.
Опыт борьбы с инфляцией показывает, что основной целью государственной
антиинфляционной политики должно являться не искоренение инфляции, а
превращение её в управляемый процесс, доведение до умеренного уровня.
Можно выделить несколько вариантов государственной антиинфляционной
политики в зависимости от целей, основных инструментов, ориентации на решение
тактических или стратегических задач.
В зависимости от цели выделяют два направления такой политики.
Первое – адаптивная политика, ориентированная на смягчение негативного
влияния высокой инфляции на уровень жизни населения и ослабление
социально-политической напряженности в обществе. Инструментами для этого
является индексация заработной платы и некоторых других денежных доходов.
Второе направление – политика, нацеленная на снижение высоких темпов
инфляции путем воздействия на факторы, их обусловливающие. Концептуальные
основы такого регулирования различны у сторонников кейнсианской и монетаристской
теории. Кейнсианская концепция выделяет в качестве приоритетного направления
обуздание инфляции увеличением совокупного предложения путем увеличения
эффективного спроса, представители же монетаристской школы первоочередные меры
регулирования инфляции нацеливают на сокращение совокупного спроса, то есть
проведение конфискационной денежной реформы, замораживание сбережений и
заработной платы.
Кроме того, необходимо выделить и некоторые стабилизационные
программы, используемые для борьбы с галопирующей и гиперинфляцией. Это:
1)ортодоксальные
программы финансовой стабилизации, приоритетами которых являются ликвидация
бюджетного дефицита и поддержание темпов прироста денежной массы в обращении в
соответствии с реальными возможностями увеличения производства;
2) гетеродоксальные
программы, исходящие из параллельного действия механизмов инфляции спроса и
инфляции издержек (проведение политики доходов, стимулирование производства с
помощью низких процентных ставок и снижения налогов, государственное
регулирование внешнеэкономической деятельности и валютных операций).
Негативные социально-экономические последствия инфляции вынуждают
правительство проводить определенную экономическую политику. Различают две их
части: антиинфляционную стратегию и антиинфляционную тактику.
Составляющие антиинфляционной стратегии:
1. гашение антиинфляционных ожиданий путем информирования населения;
2. долгосрочная денежная политика (введение жестких лимитов на
ежегодные приросты денежной массы);
3. сокращение бюджетного дефицита (увеличение налогов или уменьшение
расходов государства).
Антиинфляционная тактика должна быть направлена на увеличение
предложения товаров без повышения спроса или на снижение спроса без падения
предложения. Важную роль здесь может сыграть повышение степени товарности
народного хозяйства. Этому содействует льготное налогообложение предприятий,
продающих побочные продукты производства, услуги, информацию, формирующие новые
рынки. Мощным фактором снижения инфляции является приватизация государственной
собственности, реализация государственных стратегических запасов, материальных
ресурсов предприятий, массированный потребительский импорт. Регулирование
спроса предусматривает повышение норм сбережений, и уменьшение уровня их
ликвидности. Для этого значительно повышаются процентные ставки по вкладам, по
государственным облигациям, форсируется приватизация. Иногда даже вводится
временное замораживание вкладов. Когда полностью исчерпаны все способы
противодействия инфляции, может быть проведена денежная реформа
конфискационного типа.
2.2.
Первоочередные антиинфляционные методы.
Сбивать
темпы инфляции - значит сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве.
Для этого подходят все те методы, которые ведут
экономику к равновесию. К первоочередным мерам относятся следующие:
1. Обеспечение страны в достатке
продовольствием. Это первейшее
условие любых реформаторских усилий. Для налаживания
продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь
сельскохозяйственным предприятиям
всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов,
исключающую возможность даже временного падения сельскохозяйственного
производства:
а) установление порядка выдачи
кредитов сельскохозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет
будущего урожая, государственная
поддержка сельских хозяйств,
работающих на удовлетворение
потребностей рынка продовольствия;
б) установление государственных
закупочных цен, а также цен на
потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы (в
первую очередь – электроэнергию и энергоносители) на уровне, обеспечивающем
рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы
контрактной торговли
промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.
2. Воссоздание разрушенного
инвестиционного поля народного хозяйства, без чего функционирование
экономики становится невозможным. В этих
целях надо прежде всего восстановить на банковских счетах
предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста
цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных
средств (сейчас эта мера уже неактуальна).
3. Налаживание снабженческо-сбытовых
связей между предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном
режиме наиболее эффективны
в основном через
систему крупных оптовых
купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов,
в общероссийском и
межгосударственном масштабе.
4. Взамен налога на добавленную
стоимость, стимулирующего в современных
условиях хозяйствования в России рост инфляции и крайне трудно
поддающегося контролю налоговых
инспекций, определить основным
платежом в бюджет
налог на прибыль или налог с продаж, дифференцировав его ставки в зависимости от роста
рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только
нормы прибыли (некоторое время в России успешно сосуществовали налог с продаж и
налог на добавленную стоимость, чего не было ни в одной другой стране.).
5. На время кризиса необходимо
централизовать банковскую систему России, имея в виду обязательное исполнение
коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка
по приоритетности и льготности
кредитования регионов, отраслей,
предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.
6. Для стабилизации потребительского
рынка целесообразно:
а) создать систему стимулирования
развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг. Ввести государственные
кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду
оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а
также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5
лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;
б) создать условия для повсеместного
распространения параллельно с
существующей системой торговли
потребительских кооперативов
на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации
продовольственных и промышленных товаров
членам кооператива (по
наличному и безналичному
расчету) по бесприбыльным
розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко
развито во многих
индустриальных странах. Без
него немыслимо представить
их экономику. Потребкооперация будет
способствовать нормализации цен
и вне кооперативного
сектора. Собственно говоря,
стихийно такие структуры уже давно возникли, необходимо просто
легализовать их существование
и оказать им необходимую
государственную поддержку.
7.
В течение кризисного
периода следует также проводить
рациональную государственную политику
защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности.
Все экспортные операции должны осуществляться через
немногие крупные фирмы и синдикаты,
контролируемые государством и
выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах.
2.3. Методы борьбы с инфляцией.
Правительство каждой страны,
находящейся в экономическом кризисе, должно в первую очередь проводить антиинфляционную политику.
При этом крайне желательно, чтобы правительство, одной рукой борясь с
инфляцией (в том числе и за счет простых граждан), другой рукой не усугубляло
ситуацию в экономике своими непродуманными или даже своекорыстными эгоистичными
действиями. Методы борьбы с инфляцией могут быть как прямыми директивными, так
и косвенными.
Косвенные
методы.
1.
Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком (регулируя собственно
денежную массу не следует забывать, что государственные ценные бумаги это тоже
по сути деньги – и те, и другие эмитируются государством);
2.
Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление
ими центральным банком, при этом в условиях борьбы с инфляцией необходимо
поддержание жесточайшей финансовой дисциплины;
3.
Обязательные резервы коммерческих
банков, операции центрального
банка на открытом рынке ценных бумаг.
Именно эти меры
были использованы Центробанком России под управлением Т.Парамоновой для
обуздания инфляции в 1995 году.
Прямые
методы.
Прямые
методы регулирования покупательной
способности национальной денежной
единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:
1.
Прямое и непосредственное регулирование
государством кредитов и тем самым
- денежной массы;
2.
Государственное регулирование цен;
3.
Государственное (в том числе и по
соглашению с профсоюзами)
регулирование заработной платы (эта мера должна сочетаться с
поддержанием жесткой фискальной дисциплины, иначе зарплаты «уходят в тень»);
4.
Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и
валютного курса.
К
подобного рода мерам прибегать в России не рискуют, считая их почему-то
«нерыночными», хотя все остальные страны «с рыночной экономикой» с успехом их
применяют.
3. Особенности
российской инфляции.
3.1.
Особенности инфляционного процесса в России.
Многочисленные
концепции инфляции, разработанные за рубежом, можно с некоторой долей
условности разделить на однофакторные и многофакторные. В первом случае акцент
делается на изучении того фактора, чье влияние признается преобладающим:
денежной массы, издержек на заработную плату, уровня налогов, предложения
мировых денег, валютного курса и т.п.
Однофакторные теории
инфляции полезны для объяснения воздействия отдельных факторов на ситуацию в
России. Так, очевидно влияние неадекватных налоговых ставок. У нас в больших
масштабах, чем в развитых странах, неудачная система налогообложения привела к
инфляционному перераспределению прибыли промышленных и других производственных
корпораций в пользу теневого и финансово-банковского секторов. Если за рубежом
велись длительные дискуссии по поводу оптимальной ставки налогообложения, то в
нашей стране эта проблема решалась без необходимых профессиональных и
политических обсуждений.
"Инфляционный рост
цен в СССР начинался с расширения самостоятельности предприятий. Нынешняя
либерализация экономики лишь продолжает реформы 1987 г ., в соответствии с
которыми предприятия получили беспрецедентные экономические свободы по законам
о либерализации внешнеэкономических связей, об отмене директивного
планирования, о коммерциализации банков, о кооперативах, акционерных обществах
и т.п."[3]
Поскольку экономические свободы предоставлялись без создания адекватных
эффективному рынку институтов регулирования, они привели к расширению
инфляционных явлений, препятствующих развитию экономики. Прежде всего инфляцию
провоцировали:
-
спекуляции на рынке ресурсов, получаемых
по фиксированным ценам и реализуемых по свободным ценам;
-
проедание накоплений путем расходования
прибыли и амортизации на непроизводственные нужды;
-
деградация кредитно-денежной системы в
результате перевода безналичного оборота в наличный.
3.2.
Современные тенденции в динамике инфляции России.
Анализ инфляции с октября 1998 г. позволяет сделать вывод о
нестабильности коэффициента эластичности инфляции на всем посткризисном
периоде. Принято считать, что влияние денежных факторов на инфляцию в последние
годы ослабло. И связано это, прежде всего с функционированием Стабилизационного
фонда.
В 2005 – 2007 гг. наблюдается чистый приток частного
капитала, который ежегодно увеличивается. Необходимо отметить, что в 1994 –
2004 гг. происходил ежегодный отток капитала (в 2000г. максимум – 24,8 млрд
долл.). В государственном секторе в 1994 – 2004 гг., напротив, наблюдается
ежегодный приток капитала (исключение 2000 г.), что было вызвано ростом внешних
заимствований. В 2005 – 2006 гг. тенденция изменилась в связи с отказом от
новых внешних заимствований и досрочным погашением внешнего долга страны.
Значительная финансовая "подушка", аккумулированная в
Стабилизационном фонде, позволила России 2005 – 2007 гг. досрочно погасить
значительную часть государственного внешнего долга – свыше 45 млрд долл.
Но уже в 2008 году в связи с мировым финансовым кризисом
чистый отток капитала составил 130 млрд. долл. По данным Центробанка, чистый
отток в январе-феврале 2009 года составил 33,5 млрд. долл., в том числе, в
январе —29 млрд. долл., в феврале —4,5 млрд. долл. Прогнозируется, что чистый
отток капитала из России составит в 2009 году менее $100 млрд.
Высокими остаются темпы роста денежного предложения, что было
вызвано, прежде всего, высокими ценами на товары российского экспорта (в первую
очередь на энергоносители). Так, за 2004 г. прирост денежной базы составил
24,9%, за 2005 г. – 31,6%, за 2006 г. – 39,6% и за 2007г. достиг 37 %. За 2004
г. прирост денежной массы составил 35,8%, за 2005 г. – 38,6%, за 2006 г. –
48,8% и за 2007 год прирост составил 52 %. Превышение темпов роста денежной
массы над денежной базой обусловлено снижением доли наличных денег в обращении.
По оценкам Минэкономразвития, влияние монетарных факторов на
инфляцию не так велико, как раньше, а ее ускорение, наблюдаемое с апреля 2007
г., связано главным образом со скачком цен на продукты питания в результате
заметного роста цен на продовольствие на мировых рынках при низких темпах роста
отечественного производства и сохранении локального монополизма. Поэтому с 15
октября 2007 г. были снижены ввозные пошлины на молоко и молочную продукцию и
сыры; инициировано подписание соглашений между производителями
продовольственных товаров и торговыми сетевыми компаниями о замораживании цен
на отдельные виды социально значимых продуктов, с 29 октября 2007 г.
проводились товарные интервенции на рынке зерна.
Председатель Совета Федерации, напротив, убежден в том, что
причиной роста цен на продовольствие выступает "беспредел
перекупщиков". Он обвинил региональные власти в поддержке спекулянтов:
"В каждом регионе существует огромное количество фирм по перепродаже
продуктов, аффинированных с органами власти субъектов Федерации".
Министр сельского хозяйства заявил, что его ведомство
намерено провести проверку крупных торговых сетей, "поскольку наценки у
них порой доходят до 50%". До этого Минсельхоз рост цен на продовольствие
объяснял ростом спроса на него в азиатских странах, снижением Евросоюзом
субсидий на поставки сухого молока и сливочного масла, а также увеличением
производства биотоплива из сельскохозяйственного сырья.
По мнению В. Путина, рост цен на некоторые виды продуктов
(молоко, подсолнечное масло, зерновые), достигший, в середине 2008 г., 60%,
связан в том числе с ростом потребления альтернативного топлива, то есть так
называемого биоэтанола, который производиться из зерна и используется в
различных энергосмесях. Кроме того, он заметил, что региональные и
муниципальные власти должны "не крышевать перекупщиков, а создавать
рыночные условия" для их работы.
Общепризнано, что рост цен на энергоносители выступает
важнейшим фактором инфляции для стран – экспортеров. Механизм его действия –
частый случай явления называемого "голландской болезнью" второго
рода. Не очевидны причины, по которым в России продолжается в последние годы
рост обрабатывающих производств при многократном росте цен на нефть и газ, а
следовательно, и рентных доходов от их экспорта.
При этом рост экспортных цен "возвращается" странам
– экспортерам в виде повышения цен на ввозимые ими товары. Например, важнейшим
фактором повышения мировых цен на продовольствие является именно рост
производства биотоплива из сельскохозяйственного сырья (кукурузы, пшеницы,
рапса, сахарного тростника, пальмового масла). Но его эффективность объясняется
многократным ростом цен на нефтепродукты в последние годы. Так что
"продовольственный" фактор в российской инфляции – это косвенный
результат действия основного фактора – роста цен на нефть.
Западные аналитики считают, что именно политика
массированного наращивания бюджетных инвестиций в инфраструктуру и социальную
сферу стала источником макроэкономической дестабилизации и инфляции. С этим
трудно спорить, так как бюджетный дефицит в 2008 году вырос с 3,7 до 5,9 %.
Дефицит бюджета России в 2009 году может достиг 1,5-2,5
триллионов рублей, инфляция составила 8,8%. Инфляция в России в 2010 году
выбилась из прогнозов. Первоначальные обещания правительства о том, что рост
цен по итогам года удастся удержать на уровне7,5% доказал свою
несостоятельность еще в середине года. Уже летом никто не верил в такое оптимистичное
завершение 2010 года. В итоге
официальная инфляция в 2010 году достигла уровня 2009, посткризисного года –
8,8%.
За 2011 год
инфляция в России составила 6,1%, что является рекордно низким показателем за
последние двадцать лет российской истории. Столь существенное снижение инфляции
в 2011 году в первую очередь объясняется хорошим урожаем в 2011 году на фоне
засушливого лета 2010 года, что привело к серьезному снижению цен на
плодоовощную продукцию и крупы. В результате темпы роста цен в целом на
продовольствие в 2011 году замедлились более чем в 3 раза по сравнению с 2010
годом, в то время как цены на непродовольственные товары и услуги в 2011 году
росли даже более высокими темпами.
Согласно
госстатистике, цены на продукты в России за декабрь увеличились лишь на 0,7%, а
в целом за 2011 год - на 3,9% (12,9% в 2010 году). Рост цен на
непродовольственные товары в декабре равнялся 0,3%, а за год 6,7%. Услуги в
декабре подорожали в среднем на 0,3%, а за 2011 год - на 8,7%.
Согласно
официальному прогнозу правительства, инфляция в 2012 году составит 5-6%. Между
тем, эксперты прогнозируют, что в 2012 году инфляция несколько вырастет и
составит 6,6%, так как столь существенное снижение инфляции в 2011 году
объясняется, в том числе хорошим урожаем и последующим удешевлением овощей,
круп и фруктов. При этом ожидается, что в начале 2012 года инфляция в годовом
выражении продолжит снижаться в связи с переносом индексации основных тарифов
на 1 июля, а во II полугодии начнет расти.
3.3.
Антиинфляционная политика. Таргетирование инфляции.
При
обсуждении антиинфляционных мер принято выделять антиинфляционную политику в
широком и узком смысле слова. В широком смысле – это экономическая политика
правительства и центральных банков, опирающаяся на классические меры денежно –
кредитного регулирования, взвешенную бюджетную стратегию в обеспечении низкого
целевого уровня инфляции.
К
инфляционной политике в узком смысле слова моно отнести реагирование денежных
властей на высокий уровень инфляции, то есть на допущенные неэффективные
действия.
В течение
ряда лет российские власти придерживались тактики, согласно которой они
стремились сдерживать инфляцию и то же время не допускать слишком быстрого
укрепления рубля. Однако во второй половине 2006 года, после окончательной
либерализации валютного регулирования, эта тактика претерпела изменения. ЦБ РФ
отказался от ориентирования на укрепление рубля. В представленных в августе
2006 г. "Основных направлениях денежно – кредитной политики на 2007
год" Банк России впервые за последние годы явно обозначил свою главную
задачу – борьбу с инфляцией, которая должна была составить 6,5 – 8 % по итогам
2007 года. Что касается целевого ориентира по индексу реального курса рубля, то
в документе сказано, что диапазон его изменения составляет от 0 до 10 %. Все
это свидетельствует о том, что ЦБ РФ постепенно движется в направлении перехода
к режиму таргетирования инфляции, то есть такой политики, когда именно
параметры инфляции объявляются основной целью денежных властей.
Главным
уроком использования фиксированных обменных курсов в конце ХХ в. стало
понимание того, что такой режим не способен справиться с нестабильностью на
денежном и валютном рынках в условиях высокой мобильности капитала. Завышенные
обменные курсы, недостаточное доверие экономических агентов к денежно –
кредитной и бюджетно – налоговой политике, увеличение объёмов внешнего долга
способствовали повышению вероятности спекулятивных атак на национальные валюты
и возникновению финансовых кризисов в странах, использовавших режим
фиксированного обменного курса (напомним, что именно поддержание фиксированного
обменного курса в условиях масштабного оттока капитала из страны стало одной из
существенных характеристик кризиса 1998 г. в России). Поэтому, по мере того как
финансовые рынки стран становятся более открытыми, их уязвимость к шокам при
использовании режима фиксированного курса увеличивается.
Режим
таргетирования инфляции подразумевает публичное объявление целевых значений
инфляции на определенную перспективу, а стабильность цен становится
долгосрочной целью. Другие цели, такие как полная занятость или относительная
стабильность обменного курса, также могут учитываться, но являются
второстепенными.
Режим
таргетирования инфляции является достаточно новым методом денежно – кредитной
политики, который сейчас широко распространен в мире. Впервые о переходе к
прямому таргетированию уровня инфляции заявила Новая Зеландия в 1990 году.
Впоследствии этот режим был применён денежными властями Канады, Великобритании,
Швеции, Финляндии, Австралии, Испании, Израиля, Чехии и Чили. Сначала таргетирование
инфляции использовалось исключительно в развитых странах, а развивающиеся
страны повсеместно использовали режим фиксированного курса. Однако уже в конце
1990 – х годов его начали использовать развивающиеся страны и страны с
переходной экономикой. В настоящее время 23 страны применяют таргетирование
инфляции, из которых лишь 7 являются развитыми.
Отметим
также, что страны, не опиравшиеся на данный метод ДКП (США, страны Еврозоны,
Япония), добились в 1990 – е годы таких же результатов, как и страны, использующие
инфляционное таргетирование. Инфляционное таргетирование не применяется ни в
одной из стран с недиверсифицированным экспортом. Это, скорее всего, связано с
низкой степенью прогнозируемости макроэкономической ситуации в них, а также со
значительными колебаниями конъюнктуры мировых товарных рынков.
Банк России
намерен в период до 2011 года в основном завершить переход к режиму
таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по ее снижению.
Основным механизмом достижения указанной цели является воздействие на
инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. Но при этом в качестве
инструмента ДКП применяется краткосрочная процентная ставка. Таким образом,
стремление центрального банка оказать на хозяйствующих субъектов
психологическое воздействие и побудить их рассчитывать инвестиционные проекты с
учетом последующего снижения инфляции основывается на регулировании
"цены" денег. Иными словами, инфляционное таргетирование не
базируется на объективных взаимозависимостях между макроэкономическими показателями.
Его основой выступает устойчивость взаимосвязанных и сбалансированных
процессов, которые сложились в экономической системе в предшествующий период.
Поэтому стоит отметить, что существует ряд желательных условий необходимых для
внедрения режима инфляционного таргетирования:
1. институциональная
независимость органов денежно – кредитного регулирования - в России это
условие выполняется частично, так как ЦБ РФ обладает автономией, однако
регулярно испытывает давление со стороны как исполнительной, так и
законодательной власти;
2. высокая
квалификация аналитиков и надежная статистика - это условие также
выполняется частично. Квалификация экспертов ЦБ РФ позволяет осуществлять
достоверное прогнозирование инфляции, однако всей необходимой и достоверной
статистики для прогнозирования, на настоящий момент нет;
3. требования
к структуре экономики заключаются в том, чтобы цены в стране были
свободными, экономика не испытывала сильной зависимости от цен на
экспортируемое сырьё и колебаний обменного курса, а долларизация экономики была
минимальной. Это условие в России, однозначно, не выполняется.
4. развитая
финансовая система, условие выполняется частично, так как развитие
финансовой системы страны идет быстрыми темпами, однако по сравнению с другими
странами с переходной экономикой она всё ещё невелика и подвержена значительным
рискам.
Таким
образом, ни одно условие в России не выполнено. Поэтому у денежных властей
нашей страны существует множество оппонентов, которые в целом не согласны с
проводимой ДКП. Например, в записке "Снижение инфляции не должно быть
главной целью экономической политики России", направленной академиком В.М.
Полтеровичем в правительство РФ, изложены результаты исследований многих
зарубежных авторов, доказывающие, что при темпе менее 10-15 % инфляция не
оказывает на экономический рост значительного отрицательного воздействия. То
есть усилия по снижению темпов инфляции, например, с 10 до 5 % могут дорого
обойтись обществу, но не дать положительного эффекта даже в будущем.
Перед
правительством и ЦБ не должен стоять выбор: "борьба с инфляцией или
экономическое развитие". Они должны выбирать комплекс мер, в наибольшей
мере способствующих достижению фундаментальных целей социально – экономического
развития (с учетом ущерба, наносимого инфляцией, высокими процентными ставками,
утечкой капитала и неразвитостью денежно – кредитной системы).
Заключение.
В настоящее время инфляция - один
из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы,
денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение
покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного
регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований,
восстановлению нарушенных пропорций. По своему характеру, интенсивности,
проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним
термином. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не
случайный характер, а весьма устойчивый.
В России и других странах, осуществляющих преобразование
хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в
возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо
поддающийся сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные
ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит
госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя
задолженность, излишняя денежная масса в обращении). Управление инфляцией
представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической
политики. Подводя итоги проведенному исследованию, можно сказать, что инфляция
- это сложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике
страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени
охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения или
полного уничтожения (идеальный случай) требует больших сил и материальных
затрат.
Список литературы.
1.Hansen B.A. Study in the theory of inflation. London, 1951.
2. Амосов А. Инфляция и кризис: пути выхода. М.,
1992.
3.Антиинфляционная политика: пути реализации /
В.В. Пинигин, Г.Л. Вардеванян, В.Г. Василега и др. / Под ред. В.В. Пинигина. –
Мн.: НИЭИ Минэкономики, 2002.
4. Борисова Г.Б. Высокая инфляция: современный
опыт борьбы с ней, успехи и провалы / Г.Б. Борисова // Вестник МГУ. - Сер. 6.
Экономика, 2003. - № 3.
5.Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. –
СПб: Питер, 2003.
6.Деньги и кредит в социалистическом обществе:
Учебник/ Под ред. О.И. Лаврушина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и
статистика, 1990.
7. Евдокимова Т.Г., Маховикова Г.А. Краткий
словарь делового человека. – М.: Финансы и статистика, 1991.
8. Курс
экономической теории, под редакцией А.В. Сидоровича, М.: Дело и сервис, 2001.
9. Макроэкономика. Теория и российская практика:
учебник / под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – 5-е изд., перераб. и доп. –
М.: КНОРУС, 2008.
10. Моисеев С.Р. Макроэкономика: учебник / С.Р.
Моисеев. – М.: КНОРУС, 2008.
11.Маркс К. К критике политической экономии /
Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд., т. 13.
12. Маркс К. Капитал / Маркс К. и Энгельс Ф.
Сочинения. - 2-е изд., т. 1.
13. Меншиков С.М. Инфляция и кризис регулирования
экономики. - М.: Мысль, 1979.
14.Основы экономической
теории и практики рыночных реформ в России: Учеб. пособие. Под ред. М.М.
Загорулько.–М.: 2005.
15. Румянцев Д. Инфляция и кризис России. М., 1993.
16. Современная инфляция: истоки, причины,
противоречия. - М.: Мысль, 1980.
17. Хейне П. Экономический образ мышления. – М.:
Новости, 1991.
18.Экономическая теория: учеб. / В.И. Антипина,
И.Э. Белоусова, Р.В. Бубликова и др.; под ред. И.П. Николаевой. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009.
19. Экономическая теория / под ред. А.И. Добрынина,
Л.С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ; Питер, 2008.
20.Экономическая энциклопедия. Политическая
экономия / гл. ред. А.М. Румянцев. – т.2, 1975.
Статья хорошая! Хочу сказать вот что: первое России необходимо вернуться к обеспеченности рубля золотом (отменён во всем мире в 1971 году). Второе продавать нефть и газ только за рубли. Третье запретить хождение валюты в стране. Четвёртое восстанавливать сельское хозяйство, заводы и экономику. Тогда и об инфляции можно почти не вспоминать.
ОтветитьУдалить