пятница, 24 января 2014 г.

Бухгалтерский учет

1.                  Учет включает:
- планирование, - организацию, - учет, - анализ результатов,
- стимулирование.
Три вида хозяйственного учета:
- оперативный учет - статистический учет - бухгалтерский учет.

В связи с переездом на другой домен вся информация перенесена на сайт: тестответ.рф

2.                  Основными задачами бухгалтерского учета является:
- Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении,
- Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении хозяйственных операций и целесообразностью этих операций,
- Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации.
3.                  Основные требования:
1) ведется в валюте РФ.
2) имущественная обособленность.
3) непрерывность.
4) организация ведет бухгалтерский учет путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета.
5) сплошное отражение всех хозяйственных операций без каких-либо пропусков и изъятий.
4.                  Учетная политика – совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Изменения учетной политики может производиться при условиях:
- изменение законодательства.
- разработка ими выбор нового способа ведения учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте.
- существенное изменение условий деятельности экономического субъекта.
5.                  Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде является хозяйственная деятельность организации.
1) Объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность:
- активы
- пассивы: капитал и обязательства.
2) Объекты, составляющие хозяйственную деятельность или хозяйственные процессы и их результаты.
6.                  Метод бухгалтерского учета – это совокупность способов и приемов, с помощью которых осуществляется сплошное, непрерывное, взаимоувязанное и объективное отражение хозяйственной деятельности организации. Основными элементами метода является:
1) Документация – начальный этап учетного процесса.
2) Инвентаризация.
3) Оценка и калькуляция.
4) Счета бухгалтерского учета и двойная запись.
5) Баланс и отчетность.
7.                  Бухгалтерский баланс – способ отражения хозяйственных средств и их источников, позволяющий получить информацию о состоянии этих объектов на определенную дату. Балансовые статьи объединяются в группы, а группы – в разделы.
8.                  Активы – Обязательства = Капитал.
9.                  По срокам составления:
- вступительный,- промежуточный, - ликвидационный, - разделительный, - объединительный.
По полноте включения показателей (статей) различают баланс-брутто и баланс-нетто. По объёму информации балансы подразделяются на индивидуальные и консолидированные.
10.              Сбор и последующая группировка данных, основанная на использовании двойного отражения операций, называется балансовым обобщением. По способу влияния на баланс хозяйственные операции можно разделить на четыре типа.
- А+Х-Х=П. - А=П+Х-Х. - А+Х=П+Х.
- А-Х=П-Х.
11.              Счета – способ отражения экономической группировки и оперативного контроля активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций организации. Активные – счета, предназначенные для учета имущества. СКн+Обд-Обк. Пассивные счета предназначены для учета источников формирования имущества. СкН+Обк-Обд. Активно-пассивные, бывают двух видов: - с односторонним сальдо (84, 99), - с двухсторонним сальдо (76).
12.              Сумма каждой хозяйственной операции записывается на счетах дважды, по дебету одного счета и по кредиту другого, что называется двойной записью. Взаимосвязь между счетами, отражающими хозяйственные операции, называется корреспонденцией счетов.
13.              Синтетическими называются счета, на которых отражают в денежном измерителе обобщенные данные по объектам бухгалтерского учета. Аналитическими называются счета, дающие информацию о состоянии имущества предприятия и процессов в детализированном виде.
14.              План счетов представляет собой систематизированный перечень бухгалтерских счетов, в котором каждый счет имеет наименование и код. В настоящее время действует план счетов бухгалтерского учета № 94 н., утвержденный Министерством финансов Российской Федерации 31 октября 2000 г.
15.              Используется классификация:
1) По месту составления: - внешние, - внутренние.
2) По назначению: - распорядительные, - оправдательные, - бухгалтерского оформления, - комбинированные.
3) По порядку составления: - первичные, - сводные.
4) По способу охвата: - разовые, – накопительные.
Проверенные и принятые документы подвергают обработке, которая включает расценку, группировку и контировку.
16.              Инвентаризация проводится обязательно:
- при смене материально ответственных лиц,
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества,
- в случае стихийного бедствия и других ЧС,
- при реорганизации или ликвидации предприятия,
- при передаче имущества в аренду,
- при продаже имущества и других случаях, предусмотренных законом.
17.              Касса – это специально оборудованное, изолированное помещение для приема, выдачи и хранения денег. Учет кассовых операций ведется на активном счете 50 «Касса». По дебету счета отражается поступление денежных средств в кассу. По кредиту счета отражается выдача денег из кассы. Сальдо дебетовое – остаток денег в кассе.
18.              Для открытия расчетного счета организация представляет в банк следующие документы:
- свидетельство о государственной регистрации,
- учредительные документы,
- лицензии,
- свидетельство о постановке на налоговый учет,
- карточка с образцами подписей лиц, распорядителей средств по счету и образцом оттиска печати,
- документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете.
19.              Подотчетные лица – это сотрудники предприятия, получившие авансом наличные денежные суммы на предстоящие административно-хозяйственные и командировочные расходы. Учет расходов с подотчетными лицами ведется бухгалтерией на активно-пассивном счете 71. Дебетовое сальдо отражает суммы, оставшиеся у сотрудников в подотчете на начало или конец месяца. Кредитовое сальдо показывает суммы не возмещенного перерасхода.
20.              Тарифная система – совокупность положений, обеспечивающих дифференциацию оплаты труда с учетом сложности выполнения работ и интенсивности труда. Элементы: тарифно-квалификационный справочник, тарифная сетка, тарифная ставка. Формы:
- сдельная: прямая (ЗП=рсд*ОПфакт, рсд=ТСднвыр), сдельно-премиальная (ЗП=рсд*ОПфакт+премия), сдельно-прогрессивная (ЗП=ОПпл1+ΔОП*р2), косвенно-сдельная (ЗП=ркс*ОПоснфакт, ркс=ТСднвспоснвыр), аккордная.
- повременная: простая повременная (ЗП=ТС*В), повременно-премиальная (ЗП=ТС*В+премия).
Расчет отпускных Отп=∑ЗПр.п.*Длит./(кол-во месяцев отработынных *29,4*кол-во календарных дней на неполностью отработанные месяцы)
21.              Удержания:
- обязательные (НДФЛ, исполнительные листы),
- удержания по инициативе администрации (подотчет),
- удержания по просьбе работника (кредиты).
Предусмотрены стандартные социальные, имущественные и профессиональные вычеты. Учет расчетов по исполнительным листам ведется на 76 счете «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
22.              Базой для расчета отчисления является сумма дохода, начисленная работникам в отчетном периоде. По кредиту 69 фиксируются начисленные платежи. По дебету 69 отражают перечисление платежей и расходование средств социального фонда. 69 счет активно-пассивный. 22% в пенсионный фонд, 2,9% в фонд социального страхования, 5,1% в фонд обязательного медицинского страхования.
23.              Основные средства – это активы, используемые в производстве для выпуска продукции или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (>12 месяцев) и способны приносить организации экономические выгоды (доход). Они не приспособлены для последующей перепродажи.
24.              Вклад в уставный капитал
Д75/1 К80 – на сумму объявленного вклада, Д08 К75/1 – на сумму оценки ОС, Д08 К60,70,69,10.. – сопутствующие затраты, Д01 К08 – на величину ПС.
Безвозмездное поступление
Д08 К98/2 – сумма рыночной стоимости, Д08 К60,70,69,10,71.., Д01 К08
Д20,23,25,26,44 К02 – на сумму амортизации, Д98/2 К91/1 – на ту же сумму
По договору мены
Д08 К60 – вложения во внеоборотные активы, Д19 К60 – НДС, Д08 К70,69…, Д01 К08 – ПС вводимого объекта, Д62 К90/1 – выручка от реализации, Д90/3 К68 – НДС по реализуемой продукции, Д90/2 К43 – себестоимость реализованной продукции, Д90/9 К99 – прибыль от реализации, Д60 К62 – закрытие задолженностей, Д68 К19 – предъявление НДС к возмещению.
25.              Д01/1 – выбытие
Износ
Д01/1 К01 – ПС, Д02 К01/1 – амортизация, Д91/2 К01/1 – остаточная стоимость, Д91/2 К23,70,69,60.., Д10 К91/1 – оприходованы материалы, Д99 К91/9 – убыток, Д91/9 К99 – прибыль
Продажа
Д62 К91/1 – доход от продажи, Д51 К62 , Д91/2 К68 – НДС, Д01/1 К01 –ПС, Д02 К01/1 – амортизация , Д91/2 К01/1 – остаточная, Д91/2 К23,70,69…, Д91/9 К99 – прибыль, Д99 К91/9 – убыток
Безвозмездно
Д01/1 К01 – ПС, Д02 К01/1, Д91/1 К01/1 – остаточная, Д91/2 К68 – начислен НДС, Д99 К91/9 – убыток
Передача в уставный капитал
Д76 К91/1 – обязательства организации принимающей, Д01/1 К01 , Д02 К01/1, Д91/2 К01/1, Д58/1 К76 – вклад в уставный капитал, Д19 К68 – НДС, Д91/2 К19 – восстановление НДС
ЧО
Д01/1 К01, Д02 К01/1, Д91/2 К01/1, Д91/2 К23,70,69,71.., Д10 К91/1, Д76 К91/1 – страховое , Д51 К76 – получено возмещение.
26.              Амортизация – это процесс постепенного погашения стоимости основных фондов путем переноса ее на себестоимость готовой продукции. Начисление амортизации объектов основных фондов производится одним из следующих способов:
- линейный способ (А=ПС*На/100, На=100/Тисп);
- способ уменьшаемого остатка (А=Остнгуска/100);
- способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования (А=ПС*Остаток лет/сумма количества лет);
- способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) (Ауд=ПС/Объемпл, А=Ауд*Объемгод).
27.              В учете результаты переоценки отражают на счете 83 «Добавочный капитал». Д01 К83 на сумму дооценки основного средства. Д83 К02 доначислена амортизация по итогам переоценки основных средств.
28.              Согласно ПБУ к МПЗ относятся активы: - используемые в качестве сырья, материалов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, - используемые для управленческих нужд организации, - предназначенные для продажи. В состав МПЗ включают материалы, которые по функциональной роли делят на основные и вспомогательные.
29.              При изготовлении материалов собственными силами, их фактическая себестоимость определяется по затратам, связанным с производством. При получении материалов в качестве вклада в уставный капитал, фактическую себестоимость определяют, исходя из денежной оценки согласованной учредителями. При безвозмездном получении фактическую себестоимость определяют по текущей рыночной стоимости на дату принятия материальных ценностей к учету. При получении материалов по договору мены их фактической себестоимостью признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией.
30.              Приходный ордер, счет-фактура, накладная – поступление. Лимитно-заборная карта – многократное использование, один на склад, другой в подразделение. Требование-накладная – сверх лимита, разовый отпуск материалов.
31.              На каждый вид материала открывается карточка складского учета. Два способа учета материалов: количественно-сортовой и количественно-суммовой (в натуральном и денежном выражении). Карточки заводятся на год. Можно вместо карточек вести книгу складского учета или месячные материальные отчеты. В бухгалтерии применяется количественно-суммовой метод.
32.              Для учета материалов используют счет 10. На счете 10 материалы могут отражаться по фактической себестоимости или в учётных ценах. По фактической себестоимости учет ведется на счете 10. При учете по учетным ценам используются счета 15 и 16. Счет 15 – активный. По дебету счета отражается фактическая себестоимость поступивших материалов. По кредиту счета отражается стоимость материалов по учетным ценам. Д15 К60 – фактическая себестоимость материалов. Д19 К60 – НДС. Д10 К15 – стоимость материалов по учетным ценам. Д16 К15 -  фактическая себестоимость больше учетной стоимости. Д94 К10 – стоимость  списанных материалов. В пределах естественной убыли стоимость списанных материалов относится на  себестоимость продукции – Д20 К94; сверх норм естественной убыли на виновное лицо – Д73-2 К94 или на финансовый результат – Д91-2 К94.
33.              Если предприятие учет поступления материалов ведет по фактической себестоимости, то при отпуске в производство или ином выбытии их оценку производят одним из следующих методов:
- ФИФО (первая в приход – первая в расход),
- По средней себестоимости каждого вида материалов (деление себестоимости всех запасов на складе с учетом остатков на начало месяца на их количество),
- По себестоимости каждой единицы.
34.              Предприятия обязаны проводить инвентаризацию ТМЦ:
- не менее одного раза в год не ранее 1 октября;
- при смене материально ответственного лица, при стихийных бедствиях;
- в случае расхождения между данными бухгалтерского учета и складского учета. Выявленные излишки ТМЦ оприходуются по рыночной стоимости Д10 К91-1. Недостача ценностей списывается Д94 К10 Д94 К19 – НДС по ним. Потери в пределах естественной убыли относятся на издержки производства Д25, 26 К94. Сверх норм естественной убыли на материально – ответственное лицо. Д73-2 К94. Д73-2 К98 – дооценка до рыночной стоимости. Д70 К73-2 – удержана из зарплаты сумма недостачи. Д50 К73-2 – внесена в кассу сумма недостачи. Д98 К91 – доходы будущих периодов списаны в доход текущего периода. Некомпенсируемые потери от стихийных бедствий относятся на финансовые результаты деятельности предприятия Д99 К94.
35.              Затраты – это средства, израсходованные на приобретение ресурсов, имеющихся в наличии, и отражаемые в балансе как активы организации, способные в будущем принести доход. - Расходы по обычным видам деятельности – расходы, связанные с изготовлением и реализацией продукции приобретением и продажей товаров. - Себестоимость продукции - это текущие денежные затраты предприятия на производство и реализацию продукции. 1. По местам возникновения затрат. 2. По видам деятельности. 3. По экономическим элементам. 4. По видам продукции. 5. По видам затрат и т.д. В плане счетов для учета затрат предусмотрена группа счетов: 20, 23, 25,  26, 28, 29, 44, 97. Все счета учета затрат активные. Счета 25, 26, 28 –сальдо конечного не имеют, закрываются в конце месяца. Счета 20,23,28,29,44-калькуляционные, обеспечивают учет затрат по элементам и статьям калькуляции. Счета 25,26,97-собирательно-распредилительные.
36.              Первый метод. Для учета затрат применяют 20 , 23, 25, 26, 28, 97. В конце отчетного периода 25, 26 закрываются, списанием затрат в дебет 20. На 20 в конце месяца формируется полная производственная себестоимость продукции. Второй метод. В конце месяца 25 закрывается списанием затрат в дебет 20; 26 закрывается списанием затрат в дебет 90. Учет затрат в производстве ведется в следующей последовательности: 1.Отражаются прямые элементы затрат за месяц по дебету счетов учета затрат. 2. Списываются расходы будущих периодов и резервируются предстоящие расходы. Д25, 26 К97. Д44 К97. 3. Определяются затраты вспомогательных производств и распределяются по потребителям. 4. Определяются и распределяются общепроизводственные расходы.  Д25 К10, 70, 69, 02, 60, 71. Д20 К25. 5.Определяются и распределяются общехозяйственные расходы. Д26 К10, 70, 69, 02, 60, 71.  Д20 К26 или Д90-2 К26. 6.Определяются потери от брака. 7. Определяются затраты основных производств, затраты в незавершенном производстве, себестоимость готовой продукции. Составляется смета затрат на производство. После определения затрат по цеху, рассчитывается себестоимость готовой продукции, затраты в незавершенном производстве.
37.              Брак подразделяется на  внутренний,  выявленный на предприятии до отправки продукции покупателю, и внешний, выявленный покупателем. Учет затрат и потерь от брака ведется на счете 28, счет активный, калькуляционный. Счет 28 в конце учетного периода закрывается Д20 К28. В случае возврата покупателем делаются следующие записи: Д62 К90 -  сторно, Д90 К68 -  сторно, Д90 К43 – сторно, себестоимость отгруженной продукции,, Д90 К44 – сторно,  расходы по сбыту продукции, Д28 К43 - себестоимость забракованной продукции, Д28 К44 - расходы по сбыту этой продукции, Д73 -2, 76 К28 –  суммы списанные, на виновного, Д10 К28 - оприходованны материалы по цене возможного использования, Д20 К28 – потери от брака.
Исправимый брак. Исправление брака покупателем, Д28 К76 – расходы по исправлению брака, подлежащие возмещению, Д 73-2,76 К28 – отнесение на виновного, Д 76 К51 – возмещение затрат, Д 91 К76 -  начислена неустойка, Д76 К51 - перечислена неустойка
38.              Расходы, связанные со сбытом готовой продукции, учитываются на счете 44; счет активный, калькуляционный. По дебету счета  накапливаются произведенные предприятием расходы, связанные со сбытом продукции. По кредиту счета – списание расходов полностью или частично в дебет счета 90.
39.              Предприятия осуществляющие кроме производственной деятельности иные виды деятельности должны вести раздельный учет затрат по видам деятельности. Аналитический учет должен вестись по видам затрат и статьям затрат. Отраслевой инструкцией рекомендован следующий перечень статей издержек обращения: - транспортные расходы; - расходы по оплате труда; - социальные платежи; - расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования, инвентаря; - амортизация основных средств, нематериальных активов; - налоги; - другие расходы. Суммы произведенных расходов от коммерческой деятельности полностью или частично списываются в дебет счета 90 - Д90 К44.
40.              Учет готовой продукции ведется на счете 43, счет активный, инвентарный. Учет готовой продукции на складе организуется по оперативно-бухгалтерскому методу, т.е. на каждый номенклатурный номер изделия открывается карточка складского учета. Выпуск готовой продукции в бухгалтерском учете может отражаться по двум вариантам: без и с счетом 40. Первый вариант – без применения счета 40 (по фактической себестоимости). Д43 К20, 23 на сумму фактической производственной себестоимости. Второй вариант учета выпуска готовой продукции – с применением счета 40 (по нормативной себестоимости). На счете 40 отражают готовую продукцию по нормативной или плановой себестоимости. Величину себестоимости выпущенной продукции отражают по кредиту счета 40 после того, как продукция изготовлена и передана на склад: Д43 К40. По дебету счета 40 учитывают фактическую себестоимость выпущенной продукции. Д40 К20 на сумму фактической себестоимости выпущенной продукции. Как правило, нормативная себестоимость готовой продукции не совпадает с её фактической себестоимостью. Д90-2 К40 на сумму превышения фактической себестоимости выпущенной продукции над её нормативной себестоимостью. Д90-2 К40 сторнировано превышение нормативной себестоимости выпущенной продукции над фактической себестоимостью.
41.              Синтетический счет 90 сальдо на конец учетного периода не имеет, закрывается в корреспонденции со счетом 99. К счету 90 открываются субсчета: 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «НДС», 90-4 «Акцизы», 90-9 Прибыль, убыток от продаж. Д90-9 К99 -  прибыль или Д99 К90-9 -  убыток. Д 90-1 К90-9 -  закрытие. Д 90-9 К90-2, 3, 4 -  закрытие. Учет реализации по моменту отгрузки Д62 К90-1 - отражена выручка от реализации продукции, Д90-3 К68-2 – НДС, Д90-4 К68 - акцизы, Д90-2 К43 - списана себестоимость реализованной продукции, Д90-9  К99 - прибыль или Д99 К90-9  - убыток, Д62 К90 - отражена выручка от реализации продукции, Д90- 3 К68 -  НДС, Д90 - 2 К43 - списана себестоимость готовой продукции, Д90 -2 К26 – списаны управленческие расходы, Д90 -2 К44 - списаны расходы на продажу, Д90 -9 К99 -  прибыль или Д99 К90 -9 -  убыток
Учет реализации по оплате. Д 45 К43 - отражена себестоимость отгруженной покупателю продукции, Д50, 51 К62 – от покупателя получены платежи за отгруженную продукцию, Д62 К90-1- отражена выручка от реализации продукции или Д50 К90-1-  выручка, Д90-3 К68 -  НДС, Д90-2 К45  - себестоимость отгруженной и оплаченной продукции, Д90 -2 К26 – списаны управленческие расходы, Д90-2 К44- списаны расходы на продажу, Д90-9 К99 -  прибыль, Д99 К90-9 -  убыток
Получены взамен материалы
Д10 К60 -  себестоимость материалов, Д19 К60 -  НДС по приобретенным материалам
Отражается в учете операция реализации готовой продукции
Д62 К90-1- выручка, Д90-3 К68 НДС, Д90-2 К45  - себестоимость отгруженной продукции, Д90 -2 К26 – списаны управленческие расходы, Д90/2 К44 – списаны расходы на продажу, Д60 К62 – произведен зачет задолженности, Д68 К19 -  возмещение НДС из бюджета
Выявлен финансовый результат от реализации продукции: Д90-9 К99 -  прибыль или Д99 К90-9  - убыток
42.              Учет финансового результата ведется на счете 99. Счет активно – пассивный, по дебету счета отражаются убытки, потери, расходы; по кредиту счета - прибыль, доходы. Выявленный результат в конце месяца списывается в дебет или кредит счета 99. Д90-9 К99 прибыль, Д99 К90-9 убыток. Учет прочих доходов и расходов ведется на счете 91, счет активно–пассивный. По дебету счета отражаются расходы. По кредиту счета – доходы. К счету 91  открываются субсчета. Д91-1 К91-9 – закрытие, Д91-9 К91-2 -  закрытие.
По дебету счета 99 отражаются начисленные платежи налога на прибыль, суммы налоговых санкций.Д99 К68 – налог на прибыль (условный расход).
По окончанию отчетного года счет 99 закрывается (обнуляется). Операция обнуления счета 99 получила название – реформация баланса. Сумма чистой прибыли (убытка) в конце отчетного года списывается на счет 84. Д84 К99 – убыток, Д99 К84 – прибыль. Д84 К75-2 – начислены дивиденды. Д84 К80 – увеличение уставного капитала. Д84 К82 – формирование резервного капитала. Д82 К84 – покрытие убытка за счет средств резервного капитала.
43.              Учет движения уставного капитала осуществляется на счете 80, счет пассивный. Д75-1 К80 – отражена дебиторская задолженность учредителей по оплате вклада в уставный капитал. Счет 75 - активный, имеет два субсчета.
По кредиту счета отражается начисление дивидендов, дохода. По дебету счета отражается выплата, перечисление дохода, начисленный налог на доходы. Д75-1 К80 – дополнительная эмиссия акций (вклады учредителей).
Для обобщения информации о наличии и движении собственных акций, выкупленных у акционеров, предприятие использует счет 81.
Д81 К50, 51, 52 – в сумме фактических затрат.
Аннулирование Д80 К81 – по номинальной стоимости, Д91 К81 – разница между затратами на выкуп акций и их номинальной стоимостью.
44.              Учет добавочного капитала ведется на счете 83; счет – пассивный. По кредиту счета отражается увеличение добавочного капитала. По дебету счета отражается уменьшение добавочного капитала. Источниками формирования добавочного капитала являются: - суммы дооценки объектов основных средств Д01 К83. - суммы эмиссионного дохода. - курсовые разницы Д75-1 К83.
45.              Величина резервного капитала не должна быть меньше 5% величины уставного капитала. Учет резервного капитала ведется на счете 82, счет – пассивный. Д84 К82 – формирование резервного капитала.
Д82 К84 – использование резервного капитала на покрытие убытка.

Д82 К66,67 – использование резервного капитала на погашение собственных облигаций.

Комментариев нет:

Отправить комментарий