Динамика семьи - это изменение ее структуры и функций в зависимости
от этапов жизнедеятельности. Семья не статичное образование, с течением
времени она развивается. Развитие семьи отражается в фазах ее жизненного
цикла (ЖЦС). Обычно исследование ЖЦС начинается с изучения формирования семьи в период ухаживания и брака. После этого в
большинстве случаев она сначала расширяется за счет растущих в ней детей, а
затем сокращается, когда детипокидают дом, чтобы вступить в самостоятельную жизнь.
В связи с переездом на другой домен вся информация перенесена на сайт: тестответ.рф
В связи с переездом на другой домен вся информация перенесена на сайт: тестответ.рф
В настоящее время понятие «жизненный цикл семьи» используется в
первую очередь для описания ряда характерных
для нуклеарной семьи важнейших событий, а «расстояние» от одного события
до другого называется «стадией
жизненного цикла».
Существуют различные подходы к
выделению стадий жизненного цикла семьи. Так же, как и в вопросах периодизации
индивидуального развития, это зависит от того, что служит критерием для
деления.
Е. Дюваль в 1950 г. первым
опубликовал работу по проблемам развития семьи и подразделил ЖЦС на восемь
стадий: Вовлечение. Встреча
будущих супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу.
1. Супружеские пары без детей. Задачи стадии: сформировать брачные отношения, удовлетворяющие обоих
супругов; урегулировать вопросы, касающиеся беременности и желания стать
родителями; войти в круг родственников.
2.Появление в семье детей (возраст ребенка - до 2,5 лет). Задачи стадии: адаптация к ситуации
появления ребенка, забота о правильном развитии младенцев; организация семейной
жизни, удовлетворяющей как родителей, так и детей.
3.Семья с детьми-дошкольниками (возраст старшего ребенка - от 2,5 до 6 лет). Задачи стадии: адаптация к
основным потребностям и склонностям детей с учетом необходимости содействия их
развитию; преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного
пространства.
4. Семьи с детьми—младшими
школьниками (возраст старших - от 6 до 13
лет). Задачи стадии: присоединение к семьям с детьми школьного возраста;
побуждение детей к достижению успехов учебе.
5.Семьи с подростками (старший ребенок — от 13 до 20 лет). Задачи
стадии: установление в семье равновесия между свободой и ответственностью;
создание у супругов круга интересов, не связанных с родительскими
обязанностями, и решение проблем карьеры.
6. Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента,
когда самый младший покинет дом). Задачи стадии: ритуализация освобождения
молодых людей от родительской опеки; сохранение духа поддержки как основы семьи.
7.Средний возраст родителей (от «пустого гнезда» до ухода на
пенсию). Задачи стадии: перестройка супружеских отношений; поддержание
родственных связей со старшим и младшим поколением.
8.Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов). Задачи стадии: адаптация
к уходу на пенсию; решение проблем тяжелой утраты и одинокой жизни; сохранение
семейных связей и адаптация к старости.
В социологической литературе в
большинстве случаев цикл семейной жизни рассматривают как организованный
вокруг развития ребенка или по последовательности стадий родительства. С точки
зрения этого подхода, в развитии семьи различными учеными выделяются примерно
одни и те же этапы. Так, П. Сорокин выделял 4 стадии:
• брачная пара в момент образования;
• семья с маленькими зависимыми детьми;
• семья по крайней мере с одним взрослым ребенком;
• стадия отделения всех детей.
Отечественный социолог А.И.
Антонов (1998) выделяет пять семейных событий (заключение брака, рождение
первенца, рождение последнего ребенка, отделение от родителей взрослых детей
или, точнее, рождение первого внука, смерть одного и другого супругов
прародителей), образующих в свою очередь 4 стадии семейного цикла:
• стадия предродительства;
• стадия репродуктивного родительства;
• стадия социализированного родительства;
• стадия прародительства.
Подобный цикл А.И. Антонов
именует полным циклом.
Следует отметить, что за
последние 50 - 100 лет семейный цикл изменился как по временной структуре, так
и по характеру составляющих его событий. Люди стали не только жить дольше, но
изменился возраст, в котором они достигают тех или иных стадий семейного
цикла. Так, увеличился период между уходом из дома последнего ребенка и выходом
на пенсию родителей или их смертью, и продолжительность этого
постродительского периода продолжает увеличиваться, длительность же
«репродуктивного периода» (в терминах А.И. Антонова), напротив, сокращается в
результате уменьшения количества детей в семье. А.И. Антонов, используя
статистические данные среднего возраста вступления в брак и средней
продолжительности жизни мужчин и женщин в России, попытался приблизительно
определить длительность каждой из предложенных им стадий:
I стадия - примерно 1,1 года;
II стадия - 2,5 года;
III стадия (если считать от момента рождения до
паспортного совершеннолетия первого ребенка) - 14,9 лет плюс 8 лет периода
«продолженной социализации»;
IV стадия - 19,9 лет.
В психологической литературе
критериями для деления жизненного цикла семьи на стадии являются изменения
отдельных функций семьи, структуры семьи, способов внутрисемейной коммуникации.
Обычно одновременное изменение всех названных показателей происходит при рождении
в семье детей, поэтому чаще всего стадии выделяются следующие:
1) период добрачного
ухаживания;
2) молодая брачная пара без
детей;
3) семья с маленькими детьми;
4) семья с детьми-школьниками
или подростками;
5) отделение детей от
родителей;
6) супружество в позднем
возрасте.
При анализе стадий развития
супружеских отношений выделяются: молодое супружество (возраст супругов - от
18 до 30 лет, длится менее 5 лет), супружество среднего возраста (длится 6-14
лет) и супружество зрелых лет (от 15 до 25 лет). Для супружества пожилого возраста характерно снижение производительности
труда и увеличение проблем, связанных со здоровьем. Брак, как правило,
стабилен.
При прохождении семьи от
стадии к стадии она переживает закономерные
кризисы развития, подобно тем, которые в своем становлении испытывают
организм, личность и социальные группы.
Наличие проблем у членов семьи
может быть связано с необходимостью перехода семьи на новую стадию развития и
адаптации к новым условиям. Обычно наиболее стрессогенными являются стадия,
когда появляется первый ребенок, и стадия, когда структура семьи нестабильна в
связи с «приходом» одних членов семьи и «уходом» других. Даже позитивные
изменения могут приводить к стрессу семьи.
Неожиданные и особенно
травматические переживания, такие как безработица, ранняя смерть или рождение
позднего ребенка, могут затруднять решение задач по развитию семьи и переходу
ее на новую стадию. Ситуативные изменения
в семье рассматриваются либо как нормальные, либо как «ненормальные». Нормальные
изменения в семье - это такие трансформации, которые семья может ожидать. А
«ненормальные», наоборот, внезапны и неожиданны, как, например, смерть, самоубийство,
болезнь, бегство и др.
По мнению Д. Леви (1993),
существуют следующие типы ситуативных
изменений в семье:
1.«выбывание» (утрата членов
семьи по различным причинам);
2.«прирост» (пополнение
состава семьи в связи с рождением, усыновлением, приездом дедушки или бабушки,
возвращением с военной службы);
3.изменения под влиянием
социальных событий (экономическая депрессия, землетрясение и т. п.);
4.биологические изменения (половая зрелость, климактерический
период и т. д.);
5.изменение стиля жизни
(уединение, переезд, безработица и т.д.);
6.«насилие» (кража,
изнасилование, избиение и т. д.).
В отличие от ситуативных,
стрессы, связанные с кризисами развития, в
литературе определяются как «нормативные»
(Burnham J. В., 1991).
Именно в этих точках прежние способы достижения целей, применявшиеся в
семье, уже не удовлетворяют возникшие у ее членов новые потребности. Исследования
ЖЦС показали, что в моменты нормативных стрессов семьи нередко возвращаются к ранним
моделям функционирования (механизм «регрессии») либо останавливаются в своем
развитии, фиксируясь на определенном этапе (механизм «фиксации»).
Задачи развития семьи
На каждой стадии жизненного
цикла семьи можно выделить задачи
развития. Задачи развития семьи —
это те требования, предъявляемые
внешней средой, с которыми
члены семьи и семья как система должны справиться для того, чтобы семья могла успешно развиваться дальше и
становиться более высокоорганизованной и сложной системой. Выделяют следующие задачи развития семьи,
начиная с фазы молодой семейной пары без детей.
1. Молодая семья: дифференциация от родительской семьи; установление границ общения с
друзьями и родственниками;
разрешение конфликта между личными и
семейными потребностями.
2. Семья с маленьким ребенком: реорганизация семьи для выполнения новых задач; поощрение роста ребенка с одновременным обеспечением его безопасности и
родительского авторитета; согласование
личных и семейных целей.
3.Семья с ребенком-школьником: перераспределение обязанностей; проявление участия при наличии проблем с учебой; распределение
обязанностей для помощи ребенку в учебе.
4. Семья с ребенком-подростком: перераспределение автономии и контроля между родителями и подростками; изменение типа родительского поведения и ролей; подготовка к уходу
подростка из дома.
5. Семья как «стартовая
площадка» для ребенка: сепарация
ребенка от семьи; корректный
уход из дома; поступление в
колледж, на военную или иную службу.
6. Семья, в основном выполнившая свою
родительскую функцию: пересмотр супружеских
взаимоотношений; пересмотр
распределения обязанностей и времени;
адаптация к уходу на пенсию.
На каждой стадии семейного
цикла родители должны не только справляться с трудностями воспитания детей, но
и преодолевать трудности, возникающие в супружеском взаимодействии. Семьи
должны научиться преодолевать конфликты таким образом, чтобы каждый из ее
членов мог оставаться целостной и уважающей себя личностью. Системы, в которых
один человек постоянно занимает господствующее положение, а другой (или другие)
постоянно приносят себя в жертву, оказываются недолговечными.
Стадии родительства
Каждый период семейного цикла
отличается специфическими требованиями к родителям. Можно выделить 6 стадий
родительства.
1. Стадия формирования образа длится от зачатия до рождения
ребенка.
Супруги пытаются представить себе, какими родителями они будут, оценивая
свои ожидаемые действия в соответствии с собственными идеальными стандартами родительского
поведения.
2. Стадия выкармливания длится примерно 2-3 года — до того момента,
когда ребенок начинает говорить «нет». У родителей формируется чувство
привязанности к ребенку, они научаются соизмерять эмоциональное участие и
время, которое они отдают супругу, друзьям, работе и т. д., с потребностями малыша.
3. Стадия авторитета продолжается до достижения ребенком примерно
5 лет. Родители оценивают свое соответствие родительской роли. На этой
стадии они должны осознать, что и они, и их дети не всегда соответствуют
созданному ими идеальному образу.
4.Интерпретатиеная стадия родительства приходится на период
младшего школьного возраста детей. Родители вынуждены перепроверять
и пересматривать многие из своих устоявшихся взглядов.
5. Стадия взаимозависимости приходится на подростковый возраст
детей. Задачей родителей является перестроить свои властные отношения с
подросшими детьми. Эти отношения могут стать соперничающими или превратиться в
товарищеские.
6. Стадия
расставания приходится на время, когда выросшие дети покидают дом.
Родителям приходится не только отпустить их, но и критически осмыслить то,
какими родителями они были.
Родители, имеющие проблемы
взаимодействия с детьми на какой-то одной стадии, могут вполне успешно
взаимодействовать с ними на другой стадии. Например, родители, испытавшие массу
трудностей с младенцем, могут прекрасно справляться с воспитанием подростка и
наоборот.
Комментариев нет:
Отправить комментарий